Справедливые тарифы на общественный транспорт (закрывая тему)
Dec 19, 2013 10:51
Дискуссия о цене одной поездки на метро, возникшая после ее повышения Департаментом транспорта до 40 рублей, достигла каких-то космических высот. maxkatz уже сравнивает ее стоимость со средней заработной платой. Политик Владимир v_milov Милов требует проведения длинных дебатов специализированных комиссий наделенных особым, почти судебным статусом. Спасибо, что не потребовал проведения общегородского референдума на эту тему. За него это сделал zyalt, правда, всего лишь в масштабах своего блога.
Все это происходит на фоне того, что... цена одной поездки на общественном транспорте (в частности на метро) не имеет никакого практического и экономического смысла. Удивлены такой точкой зрения? Наверняка, она кажется вам абсурдной. К концу поста вы можете изменить свое мнение.
Но сначала назовите мне цену одной поездки на такси, поезде или самолете. Вы скажете, что эта просьба нелепа, ибо цена поездки на этих видах транспорта зависит от расстояния. Для городского общественного транспорта это тоже верно. Но мы привыкли оценивать стоимость пользования ОТ через поездки, а не через расстояния.
В результате, поездка от Октябрьской до Парка Культуры (одна станция) и поездка из Митино в Жулебино (через весь город) стоит одинаково (пока 28 рублей с помощью "Тройки")! В первом случае цена очень высокая, а во втором слишком низкая. Еще более странная ситуация возникает, когда пассажир вынужден совершать пересадку с одного вида транспорта на другой. Проезд трех остановок на автобусе и одной на метро сейчас стоит почти вдвое дороже, чем доехать от Алтуфьево до Пражской. Разве это не абсурд?
Экономически более справедливо назначать стоимость проезда в зависимости от расстояния. Несколько лет назад такая задумка блуждала по лужковской мэрии, но не была реализована, так как ее практически невозможно администрировать. Такая система иногда встречается в разных странах, но это, скорее, исключение, а не правило. Желающие проникнуться неудобством такого способа оплаты общественного транспорта, могут посмотреть на этот "вынос мозга" из Лондонского метрополитена.
Естественно, так мало кто делает. Наиболее удобный, экономически обоснованный и потому популярный способ оплаты проезда - это плата за время пользования транспортной системой города. Если пассажиру надо совершить короткую поездку (2-3 остановки на ОТ, или 30 минут), он платит небольшую сумму. Если ему надо ехать через весь город (20 остановок на метро), он покупает длинную поездку, допустим на 1.5 часа. Для людей, много перемещающихся по городу, есть билеты на один или несколько дней, и, разумеется, проездной на месяц. Данная система великолепно работает в Праге. Я ее уже подробно описывал. Слепое копирование пражского способа, естественно, не приемлемо. Я этого и не предлагаю. Однако аналогичные способы оплаты существуют во многих городах мира.
Смысл всех этих систем - стимулирование частого использования общественного транспорта. Оно подразумевает довольно большую стоимость одной поездки на ОТ, но не высокую цену проездного на месяц. В Берлине, Хельсинки, Париже, Лондоне и других крупных европейских городах стоимость одной поездки довольно приличная - 2 евро, а порой и больше. Если считать привычный нам способ оплаты за месяц, набегает довольно значительная сумма. Многим для того чтобы добраться из дома до работы надо совершить 2 поездки на ОТ - это 4 евро. Еще столько же придется отдать за дорогу домой. Итого каждый день надо тратить 8 евро. За месяц набегает минимум 160. А если добавить пару поездок в выходной день, то набежит под две сотни евро. Это 9 тысяч рублей! Платить такие деньги - безумие. Но их никто и не платит.
Месячный проездной в Берлине, Нью-Йорке, Ванкувере стоит 3500 рублей, в Париже, Вене, Хельсинки, Барселоне и Оттаве от 2 до 3 тысяч рублей (спасибо Максиму Кацу за сведения). И это при том, что единичная поездка обходится пассажиру в 100 рублей (где-то чуть меньше, а где-то и больше). Ее высокая стоимость предполагает, что пассажир поедет из одного конца города в другой, а не всего пару остановок.
Исходя из этого принципа и надо формировать тарифы на проезд в общественном транспорте Москвы. Я вижу их приблизительно такими:
Необходимые пояснения Цену за одну поездку на НОТ и в метрополитене я взял из новых тарифов Дептранса. Проездные на один, три дня и неделю очень нужны туристам и приезжим (их пока нет, но нужно ввести). Для москвичей самый удобный билет - это проездной на месяц и более. Основное его достоинство - дешевизна. 30 дней полноценного использования всей транспортной системы столицы должны стоить 1800 рублей (против 2200 р. сегодня). Цифра эта взята не с потолка, а из тарифной сетки Дептранса. Именно столько стоят 60 девяностоминутных поездок по городу. Этого более чем достаточно для ежедневного перемещения по Москве в течении 30 дней. Зачем же тогда переплачивать 400 рублей за безлимитный проездной? По аналогичному принципу уменьшается и стоимость проездного на квартал и год.
Билеты на большое количество поездок останутся (я не требую их отмены). Но они "вымрут" сами, как динозавры одновременно с маршрутками. Люди в массе своей просто перестанут пользоваться такими билетами (и даже "Тройкой"). Большинство пассажиров перейдет на проездные (на месяц, квартал и год) из-за их дешевизны.
На самом деле маршрутки не исчезнут (никто их уничтожать не будет). Они вольются в городскую систему пассажирских перевозок. Люди не смогут оплачивать проезд в маршрутках наличными. Они смогут воспользоваться услугами коммерческих перевозчиков по нынешним билетам на ОТ и проездным (подробно напишу об этом отдельный пост, пока почитайте этот).
Не стоит восхищаться моей прозорливости, или обвинять в глупости Система, которую я предлагаю ввести в Москве, уже успешно существует во множестве стран по всему миру. Многие из вас пользовались общественным транспортом в Европе и, наверняка, восхищались удобной системой его оплаты. Так почему бы не ввести в Москве такую же? Главное сделать это грамотно, донеся до всех, что проезд в общественном транспорте дешевеет! Но только для тех, кто часто им пользуется.
Департамент транспорта должен стимулировать более частое использование общественного транспорта вместо лично. Он это и делает, повышая цену на разовую поездку. Остается только научиться еще и понижать стоимость проездного на месяц.
Готов спорить, что схема, описанная мной, будет принята в Москве (цифры, конечно, будут иные, но суть та же). Кстати, предполагаю, что произойдет это довольно скоро, в 2015-2016 годах, когда будет запущено пассажирское движение по Малому кольцу железной дороги. Очередной комбинации вида билетов на проезд в пяти(!) видах транспорта жители уже не перенесут. Придется Дептрансу упрощать систему. Но это очень хорошо!