Эффективен ли московский трамвай?

Nov 01, 2013 09:10

Очень часто от многих людей можно услышать критику в адрес трамвая и рассуждения о его неэффективности. Самое распространенное предложение о  его "модернизации"  - это его замена на автобусы (им не требуется контактная сеть, они могут объезжать аварии и т.д., короче одни сплошные плюсы). Давайте же разберемся в вопросе: эффективен ли трамвай или нет. Причем для анализа мы возьмем не легко-рельсовый транспорт где-нибудь в Европе, а наш родной московский трамвай со всеми его недостатками.



transphoto.ru


Московская трамвайная сеть насчитывает в данный момент 185 километров линий. По ним курсируют 42 маршрута, которые перевозят 855 тысяч пассажиров. Не сложно посчитать, что в среднем одним трамвайным маршрутом ежедневно пользуются около 20300 пассажиров.



карта московского трамвая

Для сравнения, 700 московских автобусных маршрутов перевозят ежедневно около 3.3 миллиона пассажиров. То есть на один маршрут приходится 4700 пассажиров. Это значит, что автобусы в среднем в 4 раза менее эффективны трамвая! В этом нет ничего удивительного.

Трамвай - вид наземного транспорта, обладающий наибольшей провозной способностью.
Больше всего людей перевозит трамвай №17, (70 тыс. пассажиров в сутки). Самый большой пассажиропоток у автобуса - 35500 пассажиров в сутки (маршрут №605). Причем надо отметить, что этот маршрут практически целиком обслуживается автобусами особо большой вместимости, а интервалы в часы-пик составляют 3-4 минуты. То есть достигнут максимум провозной способности. 17 трамвай перевозит вдвое большее количество пассажиров, и это при том что на линии работают исключительно одиночные вагоны.



Вообще, московские автобусные маршруты, которые перевозят более 25 тысяч пассажиров в сутки, уже считаются пассажиронапряженными (кстати, таких насчитывается не более десятка). Для трамвая же такой пассажиропоток - норма. Рекорд, как я уже упоминал - 70 тысяч пассажиров! Очевидно, что автобус физически не может осваивать те потоки, которые обслуживаются трамваем.


А что будет, если все-таки трамвай заменить автобусом?

Во-первых, это не всегда технически возможно. Трамвай в отличие от любого другого вида наземного общественного транспорта имеет постоянный габарит и постоянную траекторию движения. Именно это позволяет трамваям легко разъезжаются на узкой улочке шириной 6 метров и никогда там не сталкиваться. Минимальная ширина улицы для двустороннего автобусного движения - 10,5 метров. То есть, очевидно, что во многих местах из общественного транспорта ничего кроме трамвая ходить вообще не может.



Во-вторых, замена трамваев автобусами приводит к падению пассажиропотока. Во время ремонта путей, движение по трамвайным линиям закрывается, а в качестве компенсации запускаются автобусы. Так вот пассажиропоток этих замещающих маршрутов никогда не превышает 50% от того, что перевозил трамвай. То есть, как только трамвай заменяют автобусом - пассажиропоток падает минимум в два раза.

Есть примеры, когда маршруты трамвая заменялись автобусами на длительное время. 30 лет назад трамвай №10 (Останкино-Сокольники) заменили автобусом №239. В результате все время пассажиропоток неуклонно снижался, из-за чего уменьшалось количество работающих автобусов, зато увеличивались интервалы. Одновременно с этим росло число жалоб от жителей, просивших возвращение именно трамвайного маршрута. Ждать пришлось долго, но с 1 сентября этого года маршрут трамвая Останкино-Сокольники был восстановлен под номером №25. И, о чудо! Маршрут еще не успел нормально раскататься, а возит уже больше, чем возил автобус, который, кстати, никто даже не отменял!



фото gre4ark

Другой пример - Лесная улица. Тут тоже был трамвай, потом его сняли из-за того, что на месте разворотного кольца построили офисное здание.



Трамвай, конечно, заменили автобусом. В результате пассажиропоток не просто упал, он почти исчез. Год назад трамвайное движение восстановили. Сейчас трамвай на Лесной возит в три раза больше людей, чем обслуживал автобус.



трамвай на Лесной улице (transphoto.ru)

Наверняка у некоторых возникнет вопрос: так может тогда сохранить те линии трамвая, которые имеют большой поток пассажиров, а малоиспользуемые, наоборот, закрыть? Нет, делать этого нельзя ни в коем случае! Дело в том, что даже небольшая малоиспользуемая линия повышает эффективность работы и связанность всей сети в целом. Если их закрыть, то снизится пассажиропоток и на востребованных линиях, а значит, эффективность всей сети уменьшится, чего допускать нельзя. Посмотрите на пример условного города Н., где закрытие линий с маленьким пассажиропотоком приводит к постепенной деградации всей трамвайной системы:





Как вы видите, это привело к снижению общего количества перевозимых людей. А значит возникает соблазн закрыть следующую линию ставшую неэффективной. Что и делают. И так до тех пор, пока трамвая в городе не остается. Приблизительно по такому механизму губили трамвайные системы как у нас в России, так и во всем мире.

Подводя итого всему вышесказанному, можно сделать вывод, что московский трамвай, во-первых, востребован и необходим, а во-вторых, даже линии с небольшим пассажиропотоком закрывать нельзя. Наоборот, нужно подумать о том, как сделать столичный трамвай более эффективным. Но об этом в следующий раз.

Материал для поста подготовлен участником проекта Probok.net chek_pipinda. Добавить мой журнал в друзья можно тут.

трамвай

Previous post Next post
Up