Папуа-Новая Россия. 11. Блеск и нищета российского чайного прилавка

Apr 07, 2012 22:37

Окончание.

ЗАМШЕЛОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСТА

Посмотрев, чем занимается родное отечественное "подполье", и зная, что более 90 процентов продукта, именуемого в России чаем, для ланкийцев, индусов, англичан - не чай, а в лучшем случае просроченный негодный товар, мы выходим на интересную вещь: что в масштабе мирового чайного рынка Российский рынок является своего рода мусоросборником, местом легализации "паленой" продукции из мировых "чайных держав". То есть любой деловар в Англии, Индии и т.д., договорившись с московскими коллегами, может легально, "по-белому", обзаведясь всеми положенными визами наших контрольных ведомств, свободно реализовывать нашим покупателям заведомо негодный продукт.

С точки зрения нашего ГОСТа и фураж, в огромных количествах собираемый специально для российского рынка с "нечайной" части куста в Индии и Шри-Ланке, и технологическую пыль, сплавляемую нам в виде гранул и одноразовых пакетиков, можно назвать чаем. Потому что российский ГОСТ с его сверхмалыми требованиями к содержанию экстрактивных веществ и сверхдолгими сроками хранения является, по всей видимости, самым лояльным чайным стандартом в мире.

Высший сорт, согласно нашему ГОСТу, присваивается чаю, который содержит не менее 35 процентов экстрактивных веществ.

Чай, где таковых веществ 32 процента - первого сорта.

Есть также второй сорт - до 30 процентов, и третий - до 28.

Если норматив для высшего сорта вполне отвечает общемировым представлениям о качественном продукте, то в "нижней части" более лояльного стандарта, чем наш, в мире, скорее всего, больше нет. В России можно узаконить, присвоив сортность, практически все, что имеет хотя бы отдаленный намек на запах чайного листика. В этой-то прорехе между нашим и мировым стандартами качества и расплодились сонмища никому, кроме нас, не известных индийско-ланкийско-российских фасовщиков, выпускающих никому, кроме нас, не ведомые марки.

ГОСТ разрабатывали, сохранив с минимальными изменениями до наших дней, в 1970-е годы, когда советская инженерная мысль породила варварский метод машинной уборки. Громоздкая такая хреновина на колесах двигалась над рядом чайных кустов, обхватывая их специальной конструкцией с ножами, высота ножей регулировалась. Поднял ножи как надо - срежутся только верхние положенные листочки, но урожай получится такой, что солярка дороже обойдется. Опустил, чтобы срезался верх растения, вместе с веточками и стеблями - и можно делать пятилетку в 4 года. Помните, сколько было в достославном грузинском чае всяких палок и веток? Чуть не половина объема. Таким образом передовики-комбайнеры изнохратили грузинские чайные плантации на пятилетки вперед, если не навсегда, получили немыслимые ни в каких индиях урожаи "дров", а чтобы делу "дать законный вид и толк", был придуман ГОСТ, отвечающий мировому только в части высшего сорта. Что касается "нижних" сортов (I, II и III), то изделий со столь скромным содержанием экстрактивных веществ - кофеина, эфиров, ферментов и прочего, нигде, кроме России, больше не продают, сколько бы иностранных слов ни писалось на предназначенной для российского рынка чайной продукции.

Другая замшелость - сроки. В ведущих "чайных державах" чай пьют в течение года СО ДНЯ СБОРА, и фасовщики указывают эту дату. У нас же до фасовки чай может храниться от 8 месяцев до 2 лет, после фасовки - еще 18 месяцев импортный и 12 месяцев наш или смешанный. Именно эту конечную дату годности, которая вполне может отстоять в 3 с половиной годах от даты сбора, и требует писать российский закон на изделиях отечественной фасовки.

С "дровами", которые назывались у нас "грузинским чаем", за эти годы действительно ничего не происходило, т.к. они не способны были стать хуже, но приличный чай столько не живет.

Другими словами, в России можно узаконить, присвоив сортность, практически все, что имеет хотя бы отдаленный намек на запах чайного листика, и сплавлять сюда накапливающийся в других странах залежалый по тамошним понятиям товар, ввозя, проводя через контроль, фасуя, реализуя на абсолютно законных основаниях. Что и делается подавляющим большинством фасовщиков.

БЛЕСК И НИЩЕТА АЛТАЙСКОГО ЧАЙНОГО ПРИЛАВКА

Отягощенные печальными знаниями о природе нашего ГОСТа, идем знакомиться с ассортиментом алтайского чайного прилавка. И вспоминаем Экклезиаста, будучи загнанными фактами действительности в печаль еще более глубокую.

Марок высшего сорта - не более, чем на сотню одна, а вся остальная красочная убогость кричит о себе никого ни к чему не обязывающими словами: "ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ", "ОТМЕННЫЙ", "ОТБОРНЫЙ", «ВЫСОКОГОРНЫЙ", "НАСТОЯЩИЙ", "100-ПРОЦЕНТНЫЙ", "ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС" и т.д., и т.п.

Еще реже встречается указание даты сбора, почти все ограничиваются надписью "годен до..." Поэтому, выбирая чай, лучше воспользоваться формулой: минус 3,5 года (или 3, если фасовка росиийская) плюс 1 год. Если полученная дата достаточно близка к дню покупки - есть шанс насладиться ароматом.

Если фасовка российская, указание на истинный сорт, I или II, мы тоже найдем. Оно запрятано где-нибудь на обороте. Если же фасовщик иностранный, то определить, с Цейлона доставляют чайный лист для данной "100-процентной" и т.д. марки или с московских складов, затаренных сомнительными "неликвидами" во время оно, поможет знание конъюнктуры мирового рынка. Килограмм цейлонского чая, соответствующего в нашем стандарте высшему сорту, стоит до $ 2,5. Аналогичные сорта чая из Индии стоят не менее $ 2. Еще есть дюжина стран, где выращивают чай сравнительно бедный на экстрактивные вещества - Кения, Китай, Индонезия, Турция... Цена их чайного листа - не более $ 1,5 (краснодарский, для сравнения, стоит $ 1,15). Видя какой-нибудь "100-процентно цейлонский" чай, набросьте к долларовой цене по 30 процентов на фасовку и таможню, и - грубо - еще столько же на дорогу, хранение, рекламу, налоги, прибыль. Ну и идите искать хороший чай дальше.

Некоторым подспорьем в деле обнаружения сколь-либо приличного цейлонского чая может стать львенок с саблей и надписью Ceylon Tea. Ланкийское государство разрешает рисовать его не всем фирмам, а только тем, которые стараются держаться рамок приличия. Отсутствие львенка автоматически означает, что ланкийские органы надзора и контроля ответственности за качество этой марки не несут. При всей ненадежности этого признака (не будем забывать о невероятном прогрессе полиграфического дела в России) он все же позволит нам распознать откровенный "фураж" от буйно расплодившихся в Шри-Ланке и в московских офисах "вениковых" фирм. Правда, после августа 1998 года заметно упала в качестве и "львиная" продукция, т.к. чтобы остаться на российском рынке, некоторым уважаемым цейлонским фирмам пришлось основательно "бадяжить" композиции индонезийскими и другими компонентами. И все-таки - спешим обрадовать - качественный цейлонский чай в Барнауле встречается, ищите и обрящете.

О ЦЕНЕ ЛОБЗАНИЙ С УВАЖАЕМОЙ ГОСПОЖОЙ ИНДИРОЙ ГАНДИ

С индийским чаем сложнее. Массовых поставок из этой страны чего-то приличного и за деньги сегодня крайне мало, ввозится главным образом "мусор". Свой государственный "защитный знак" - женщину с корзиной и надписью India Tea - родина чая разрешает ставить и российским производителям. Истинную сортность, если фасовали чай не в России, можно и не указывать, заменяя ее словесами типа "отменный" и "настоящий". Зная, что наряду с неразборчивым обывателем, коему чаек нужен только чтобы побаловаться плюшками, в России не перевелся и настоящий ценитель чая, отдельные фасовщики даже могут включать в свои "серии" одну "заглавную", "выставочную" марку действительно высшего сорта, но сие - редкость.

Истоки Великой Мусорной Реки тянутся во времена лобзаний нашего незабвенного "бровеносца в потемках" с "уважаемой госпожой Индирой Ганди". Начиная с эпохи "нерушимой дружбы между советским и индийским народом" последний очень много нам задолжал за поставленные вооружения и теперь рассчитывается как может, в том числе и этим, так сказать, чаем. Вы-то сами что предпочтете отдать в уплату какого-нибудь стародавнего постылого долга - хороший товар, за который можно получить много долларов, или что себе негоже? Вот и они не дураки.

"ЗОЛОТОЕ" НАДУВАТЕЛЬСТВО

Не попадитесь на уловку с названием. Детская такая уловка, но, как ни странно, работает. Многие слышали про международную систему оценок чая во главе с сортом GOLD. Этот действительно золотой, если мерять уровнем наших доходов, чай, собираемый с элитных высокогорных плантаций не каждый год и не во всякое время суток, едва ли при нашей жизни появится в массовой торговле. Но сие не мешает нашим, главным образом столичным фасовщикам использовать слово "голд" в названиях. И совсем уж беспросветный абсурд - слово "голд" на пачках с технологическими отходами, гранулированным и разовым чаем. 
То же самое следует сказать по поводу использования в названиях индийских и цейлонских городов и штатов. По нашему законодательству российский производитель вправе присваивать своей продукции такое название, какое вздумается. Вот и присваивает.

Не стоит особенно бояться фальсификаций. Чай действительно крайне уязвимый товар, ибо герметически запаянная пленка, увязывающаяся в массовом сознании с подлинностью, легко изготавливается даже на дому. И "палят" его очень активно, в соответствии с графиком рекламных кампаний по телевидению. Но в большинстве случаев качество что у подлинного, что у поддельного чая одинаково невысокое, просто таким образом "подпольщик" уходит от налогов.

ПРОДАВАЕМЫЙ ВОЗДУХ

А теперь - о самой наглой "чайной дурилке".

В Индии есть красивая легенда. Некий "секьюрити" чего-то там проспал и за это был наказан богами. Дабы бедолага никогда больше не смыкал глаз, ему отрезали веки. Из век вырос куст, каждую веточку которого венчали этаким молчаливым напоминанием для всех "секьюрити" будущих времен два зеленых века. А дошлые люди научились их использовать, чтобы прогонять сон, когда он не нужен. Попеняем индийскому пантеону на нравы и отметим прагматическую сторону легенды. Используются только два верхних листика формой и размером как веко. Человеческое, не слоновье. Вещества, за которые ценится чай, сконцентрированы в них, из нижних листьев чай в Индии и на Цейлоне никто не пьет. Пьем мы, россияне, причем, чем больше так называемый "крупный лист", тем он для нас дороже, а если листья размером с веко слона - то это вообще верх "крутизны", украшение витрин самых дорогих и элитных магазинов.

Объяснение невероятным цене и имиджу этого изделия - всего лишь в транспортных и таможенных платежах. Ежу понятно, что везти контейнер, на 1/4 заполненный "крупным" листом, а на 3/4 воздухом, приходится практически за ту же цену, что и контейнер с тремя четвертями мелкого листа и четвертью воздуха. И растомаживать, если контейнеры плывут морем, тоже. В контейнере, вмещающем, например, 50 тонн мелкого листа, помещается 12-15 тонн листа крупного.

Справедливости ради скажем, что бывает "крупный" лист и высшего сорта. Просто по деньгам напиток из данного листа обойдется страждущему раза в 3-4 дороже, чем напиток из высшего "мелкого": и сам по себе недешев, и расход очень уж велик.

Все. Приятного чаепития.

смыслы, юмор, качество жизни

Previous post Next post
Up