Папуа-Новая Россия. 11. Блеск и нищета российского чайного прилавка

Apr 07, 2012 22:35

Продолжение.

ЧЕМ "ПАЛЯТ"?

В мире есть две ведущие "чайные державы", выращивающие самый качественный, богатый, вкусный, крепкий и ароматный чай - Индия и Шри-Ланка; и есть "чайная периферия", две дюжины стран с менее подходящими условиями для возделывания куста, лист с которого веществами беден, настой бледен, а цена, понятное дело, ниже в 2 и более раза. Поэтому изрядная часть чая, покупаемого нами под видом "цейлонского" и "индийского", - ЧАЙ "ПЕРИФЕРИЙНЫЙ". Причем, внешне мелкий лист (а именно он - самая элитная форма чая, что бы нам ни пели в рекламах про "лопухи" или собранную в пакетики и гранулы технологическую пыль) из этих стран выглядит даже привлекательнее аналога из "чайных" держав. Красиво смотрится, например, чай из Турции и Ирана, рядом с которыми настоящий цейлонский чай смотрится жалко. Ну как, скажите, обойти вниманием такую особенность?

Еще ниже рыночная цена на ЧАЙ ГРУЗИНСКИЙ и АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ. Сегодня Россия, как и в советское время, главный потребитель листа с Кавказа (а еще-то куда они с ним приткнутся?), но скажите, часто ли вы видите в торговле чай с Кавказа? Грузинский изредка попадается, азербайджанского в последние годы вообще не видно. Но заблуждаться не надо, давайте вспомним, что не так давно Грузия и Азербайджан почти полностью закрывали "чайную потребность" остального Союза Нерушимого. Думаете, на богатом Западе, чаеводческом Юге и родине чая Востоке их продукция хоть кому-нибудь нужна? Вся она, как и прежде, здесь. Грузия - маленькая страна с однобокой экономикой. Люди там нуждаются во многом, что производится в России, и, естественно, это получают. Но валюта у них, мягко говоря, даже не "деревянная", как рубль, а вообще "древесно-стружечная", вряд ли у нас и банк-то такой найдется, где

знают ее курс и название. И поэтому "тот самый" грузинский чай с ароматом

веника - наряду с вином и кустарным спиртом - по сути единственное, что у них можно взять в рамках всяких оборотных схем, законных и незаконных.

Везут этот чай в матушку-Сибирь вагонами и контейнерами; предлагают очень большой опт, продают за смешную цену раза в 3 меньше рыночной. В Барнауле едва ли есть крупные оптовики-бакалейщики, не знакомые с этими предложениями (вопрос об отношении к таким выгодным предложениям предоставим читателям разрешить самостоятельно). Вместе с тем, попытка коммерсанта средней руки (т.е. имеющего склад, сеть "комков" или мест на рынке) продать в рознице по цене 50 рублей за килограмм, например, мешок взятого за долги грузинского чая, растягивается на месяцы. Куда же исчезает мегатонный поток товара? Угадайте с одного раза.

Огромным сырьевым подспорьем "подпольного" (как, впрочем, и огромной части легального) сектора является чай с самого Цейлона, он же Шри-Ланка, и в этом смысле ни "серые" легальные, ни "черные" нелегальные фасовщики нам не врут. Просто "цейлон" "цейлону" рознь. Лучший, действительно принесший острову всемирную славу чай разводится в горной местности, растет дольше, ценных веществ накапливает больше, собирается реже и на самом острове стоит примерно в 5-7 раз дороже РАВНИННОГО ЧАЯ, мало чем отличающегося, скажем, от нашего краснодарского. То же относится и к Индии. Такой разницей - и не пользоваться? Другой разновидностью "подлинно цейлонского" чая - для нас, "мусора" - для них является крупный ЛИСТ С НИЖНЕЙ ЧАСТИ РАСТЕНИЯ. В нынешней РФ, как и в прежнем Нерушимом, это - самый "крутой", дорогой чай; в местах произрастания листья ниже третьего чаем не считают.

Далее, почти все легальные производители и, само собой, нелегалы работают с самыми "бросовыми" производными (по сути отходами) чайного производства, остающимися после обработки 2-3 верхних, "правильных" листьев. После всех процедур, которым подвергают чайный лист в той же Индии или Шри-Ланке, парок, сушек и скручивания, образуется продукция нескольких разновидностей: ЧАЙ РЕЗАНЫЙ, крупный, средний и мелкий лист, а также пыль. Наиболее ценный и дорогой лист, как мы уже выяснили, мелкий, и чем лист крупнее, тем дешевле, поэтому ценная часть поставляется тем, кто дает много долларов, а что останется, заодно с пылью для пакетиков и гранул, сплавляется в Россию.

Наконец, важнейшее для "подпольщиков" и откровенных "мусорщиков" легального сектора сырье - просто ПРОСРОЧЕННЫЙ НЕГОДНЫЙ ТОВАР, найденный где угодно, от неопознанных мешков, забытых при жизни деда Мазая в недрах какого-нибудь столичного складского хозяйства, до застрявших в бомбейском доке по сотне причин контейнеров, которые по истечении года-другого со дня сбора только в Россию и можно сплавить. У нас товар будет и годным, и свежим, т.к. согласно унаследованному с советских времен ГОСТу чай можно хранить 3 года, что немыслимо в остальном мире; и присваивать сорт, I или II, изделиям, которые в развитых "чайных" странах считаются сором.

КАК ОТЛИЧИТЬ "МУСОР" ОТ ЧАЯ И "ПАЛЕНЫЙ" ТОВАР ОТ ПОДЛИННОГО?

Сначала разберемся, как различать участников легального сектора: фасовщика-временщика, занятого добычей рублей у наших граждан путем продажи откровенно бросового чая, и фасовщика, который зарабатывает доброе имя, включая в свои композиции долю качественного (насколько это возможно при российской конъюнктуре, а попросту бедности) листа, а уж потом перейдем к вопросу "паления". Среди тех, кто скупает время на телевидении, немногие заботятся о защите. Простая коробка с печатью в 3-4 цвета - почти гарантия того, что производителю глубоко до фонаря, "палят" его продукцию или нет. Защищать имеет смысл качественное изделие, а если оно по содержанию экстрактивных веществ едва дотягивает до I сорта, то никакой "паленщик" уронить его престиж в глазах покупателя не сможет; они оба стригут одну овечку, но по-разному делятся с государством. Это и будет, с большой долей уверенности, продукция фасовщиков-временщиков. И наоборот, если фасовщик регулярно обновляет внешность пачки, усложняет полиграфию тиснением, печатью на фольге и т.д., да еще регулярно показывает новый облик в рекламных роликах - это, с большой вероятностью, говорит о его намерении завоевывать рынок под флагом качества.

Это - беглый взгляд на картину. Понять суть происходящего в отрасли поможет классификация чайного сырья, используемая в обиходе самими фасовщиками. На рынке есть "мусорщики" (низкие цены и пустые словеса на пачке), откровенно работающие с "НИЗОМ"; имеются в целом всеядные, но не чуждые понятиям о приличиях единицы, которые изыскивают для отдельных, "фасадных" марок компоненты, навевающие мысли об отличном аромате и вкусе, т.е. работают - вновь воспользуемся сленгом - со "СЕРЕДИНОЙ"; и наконец, встречаются исключения - фасовщики, работающие с "ВЕРХОМ", чаем высшего сорта. До 1998 года с "верхом" работали многие, но "дефолт", будь он неладен, уронил качество всего, чему было что ронять. Приличные доли чайных композиций сменились всякими кенийско-турецко-индонезийскими, разработчики "верха" переместились в "середину", "середняки" разбрелись кто вниз, кто по "дрова" (на языке и специалистов, и других граждан это слово обозначает вообще никуда не годный чай, например, нелегальный грузинский), старатели "нижней" части шкалы неимоверно размножились, "верхи" обезлюдели. И то, что сегодня мы видим на поприще защиты от подделки, отражает желание некоторых владельцев торговых марок вернуть к себе уважение, снова занять "верх". Их-то и палят в первую очередь. Ориентируясь на график рекламных показов.

Продолжение следует

смыслы, юмор, качество жизни

Previous post Next post
Up