ВАЗ 2101. Автомобиль хотели подарить на 55-летие Путина
В фойе АВТОВАЗа установлен ВАЗ - 2101 с шильдиком 100 000 в моторном отсеке. Автомобиль отлично сохранился. К юбилею выпуска первого автомобиля, сделали надпись на капоте и кое-где восстановили лакокрасочное покрытие кузова. История этой «копейки» интересна тем, что в 2007 году вокруг машины развернулась почти детективная история связанная с именем Владимира Путина.
В мае 2007 года в Самарской области проходил саммит ЕС. Владимир Путин принимал гостей в правительственном санатории «Волжский Утес». После окончания саммита лидер России посетил АВТОВАЗ, где ему показали «Проект С», Калину и ВАЗ-2101. Возле «копейки» Владимир Владимирович задержался.
Владимир Путин на АВТОВАЗе, май 2018 г. Фото: пресс-служба Кремля
Позже по заводу был издан приказ в котором говорилось о том, что раритетный автомобиль списывался из всех фондов и будет подарен президенту России на юбилей (55 лет) в октябре. Спустя несколько дней «копейка» исчезла из Тольятти.
Ветераны автозавода, узнавшие о таком подарке были мягко говоря удивлены. Юрий Целиков даже написал по этому поводу эпиграмму:
Ума хватило на «копейку" -
начальству на музейную идейку.
Чтоб Путина от смеха уморить,
могли бы весь музей с подлодкой подарить
По словам Целикова, первый юбилейный автомобиль особо ценен тем, что изготовлен по проектной технологии, без итальянских деталей. В 1971 году гендиректор предприятия Виктор Поляков велел передать ВАЗ-2101 в закрытую экспозицию дизайн-центра главного конструктора. Увидеть ее могли лишь самые почетные гости - главы государства. Затем "копейка" отправилась в музей АВТОВАЗа.
По праздникам ее не раз "ставили" на главный конвейер, она как бы еще раз сходила с ленты, - вспоминал Юрий Кузьмич.
Исторический автомобиль возили на международные автосалоны - в Женеву, в Лейпциг, в Париж. За нее предлагали 25 тысяч долларов. А руководство АВТОВАЗа (тогда генеральым директором был Владимир Артяков) оценило уникальный раритет в 6 тысяч рублей - по ценам 1970-х годов, сколько числилось по балансу. Это дешевле обычного велосипеда.
Волна, которую подняли ветераны автозавода была »усилена» федеральными СМИ. Через некторое время стотысячная «копейка» также инкогнито вернулась в Тольятти.
Сегодня автомобиль занимает свое место в экспозиции музея автозавода.
PS. Видео про этот автомобиль размещу завтра