Фойе здания АВТОВАЗа, Тольятти, апрель 2020
Исторические автомобили линейки LADA появились в фойе заводоуправления АВТОВАЗа накануне юбилея выпуска первой «копейки».
Бриллиантом этой экспозиции является ВАЗ 2101 с серийным номером 0000001. Первую «копейку» обнаружил ветеран автозавода Юрий Кузьмич Целиков в феврале 2000-го года, в Самаре. По словам Целикова находка была случайной. Тогда «Комсомолка» проводила по стране конкурс на самого преданного автовладельца «Жигулей». В качестве награды завод обещал престижную в те годы «десятку».
Поступило более 10 тыс писем со всей России. Юрия Кузьмича попросили помочь и ветеран выбрал три адреса в Самарской обл. В феврале на ул. Крайней в Самаре даже пришлось откапывать гараж пожилой пенсионерки. Каково же было удивление Целикова, когда под капотом обнаружилась табличка с номером 0000001.
ВАЗ 2101 с номером 0000001 в моторном отсеке
Чтобы быть уверенным в находке, табличку отдали на экспертизу криминалистам и те подтвердили подлинность раритета. Автомобиль сошел с конвейера в августе 1970 года.
Сегодня первый ВАЗ-2101 хранится в музее АВТОВАЗа. Специально к юбилею на капоте воссоздана реплика надписи 50-летней давности (подробности смотрите в нашем видеосюжете).
ВАЗ-2102 красного цвета. Первый универсал в линейке вазовских моделей (всего моделей LADA - более 50-ти).
ВАЗ-2102 первый универсал в линейке LADA
По словам сотрудника пресс-центра АВТОВАЗа, Станислава Березия, «двойка» базировалась на базе FIAT-124 Familiare. Универсал из Тольятти был любимым автомобилем советских дачников, отмечает Станислав. К слову, Березий сам несколько сезонов откатал на 2102 и с некоторой ностальгией рассказывает про этого труженика ярко-красного цвета. Стильный автомобиль.
Для меня было удивительно, что в салоне сохранился запах нового автомобиля тех лет (!). Как отметил Станислав Березий, малолитражка долгие годы хранилась в запасниках заводского музея поэтому запах остался бонусом к аутентичному салону универсала.
«Миллионник» ВАЗ-2103. Третья в линейке ретро-автомобилей - 2103 темно-вишневого цвета. В народе этот цвет еще называли «канадским», потому что автомобиль поставлялся на экспорт и специально для этой страны был разработан цвет «темная вишня». Про автомобиль мы уже рассказывали на канале «Простые автомобили». Здесь впервые появляются элементы роскоши - ковры на полу, стильная накладка для «ручника», тахометр, новая панель приборов.
По словам Станислава Березия, миллионник ВАЗ-2103 был выпущен в декабре 1973 года. Одновременно с этим событием завод был принят госкомиссией СССР. Отметим, выпуск и реализация миллиона автомобилей ВАЗ, окупили все затраты государства на строительство автозавода в Тольятти.
Click to view
Спортивная модификация ВАЗ 2101. Еще одна жемчужина ретро-выставки в фойе заводоуправления. Это реплика знаменитого спорткара, изготовленная мастерами LADA Sport буквально за несколько дней до нашего визита.
LADA 2101 ("Жигули") Sport
В этом году юбилей, 50 лет также отмечает заводской автоспорт. LADA 2101 небесно-голубого цвета 50 лет назад буквльно ворвалась в лидеры ралли «Тур Европы» и с ходу заняла 2-е место (экипаж №23 Яков Лукьянов и Александр Карамышев).
Отмечу, что в названии этого раритета употребляются два слова - «Жигули» и LADA. Оговорочка по Фрейду, как сейчас принято говорить :)
Руководитель LADA Sport Влад Незванкин описал комплектацию автомобиля на своей странице в FB:
Комплектация 2101 Tour d Europe 1971
1) Карбюраторы Weber
2) Спортивные амортизаторы Koni
3) Штурманские приборы HALDA
4) Гоночные сиденья и ремни
5) Дополнительные фары CIBIË
6) Дополнительный бак
7) Раллийные шины PIRELLI
Поразительно, как Лукьянов-Карамышев на 1.2 литровом движке смогли привезти серебро, к тому же в дебюте. Молодцы!
PS. Спасибо пресс-центру АВТОВАЗа и музею завода за историю LADA. Поздравляю с юбилеем!
PPS. Видеосюжет разместим накануне юбилея.