Ровно 90 лет назад в Москве открылось регулярное движение тролллейбусов: 15 ноября 1933 в 11 часов утра ЛК-1 (названнный в честь Лазаря Кагановича) под номером 2 вышел в свой первый рейс. Однопутная линия троллейбуса прошла от Тверской заставы по Ленинградскому шоссе до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе, соединив Белорусско-Балтийский вокзал с ОЖД, и составила семь километров. На поездку уходило около получаса.
Первый московский троллейбус ЛК-1 под номером 2
Правда, троллейбус был всего один, так как первый за десять дней до открытия линии после обкатки, по возвращении в депо, провалился под собственной тяжестью в подвал гаража и сломался... У первых советских троллейбусов был кузов синего цвета с кремово-желтой крышей и верхней полосой, и ярко-желтой внизу, длиной 9 м, шириной 2,3 м. Он имел деревянный каркас с металлической обшивкой снаружи и фанерой внутри, два выхода, которые открывались вручную водителем или кондуктором.
Пассажиры первого пробного рейса московского троллейбуса
Фото Анатолия ЕГОРОВА
В салоне располагалось 37 мягких сидений, покрытых кожзаменителем, окна с зеркальными стеклами, никелированные поручни, вентиляторы, сетки для багажа, освещение; под сиденьями по проекту должны были устанавливаться электрокалориферы.
ЛК-1 №2 совершает пробный рейс по Ленинградскому шоссе
Фото Анатолия ЕГОРОВА
Управлять водителю машиной было нелегко, крутить руль целую смену могли только физически сильные люди. Отопление в кабине водителя было не предусмотрено, зимой за смену он успевал продрогнуть до мозга костей, не помогали ни положенные валенки, ни овчинные тулупы, ни сто граммов спирта, выдаваемые по предписанию в конце смены.
До Нового 1934 года на маршруте работали всего два троллейбуса, затем парк увеличился до шести машин. Но легка беда начало.
Движение пассажирского транспорта на Театральной площади. Москва, 1930-1940-е годы. Главархив Москвы
Фото Бориса ИГНАТОВИЧА
К началу XXI века московская троллейбусная сеть стала самой протяженной в мире. А теперь сами знаете что.