В 1847 году начинающий художник Павел Андреевич Федотов начал писать первые картины маслом, две из которых - Разборчивую невесту, по мотивам одноименной басни Крылова, и Свежего кавалера решился представить на суд совета Академии художеств. Экзамен - просмотр работ - был назначен на 21 (9) мая 1848 года. Федотов очень волновался, испытывал неуверенность в своих силах: ...мне все еще чудилось, что я только простой рисовальщик, а не художник
Разборчивая невеста, 1847 год. Холст, масло. ГТГ
Накануне экзамена Павел Андреевич получил хороший и ободряющий отзыв от знаменитого Карла Брюллова, которому из-за болезни принесли картины на дом. Профессора совета академии также оценили представленные работы Федотова, как интересные и профессиональные, позволив художнику написать картину по собственному сюжету для соискания звания академика.
Действительно, эти картины показали возросшее мастерство Федотова. Он не просто тщательно, но искусно и реалистично изображает одежду героев и интерьеры жилищ, подбирает предметы обстановки, резную деревянную мебель, ткани, обои так, чтобы они гармонично усиливали атмосферу сюжета и время действия. Даже некоторые картины в золочёных рамах на стенах, многими воспринимаемые, как семейные портреты, вполне узнаваемы: это копии популярных картин модных в то время художников.
Невеста (Девушка с кольцом), около 1850 года. Холст, масло.
Фёдор МОЛЛЕР
Девушка с тамбурином (Итальянка с тамбурином), 1836 год. Холст, масло.
Алексей ТЫРАНОВ
Согласитесь, что и бардак в комнате проснувшегося после вчерашней пирушки свежеиспечённого орденоносца, и сам герой, выписаны весьма колоритно, тщательно и жизненно.
Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего свой первый крестик, 1847 год. Холст, масло. ГТГ
В 1849 году Федотов написал ещё один свой шедевр Сватовство майора, за который и был удостоен звания академика.