Персона дня...

Mar 09, 2021 11:11


Академик Александр Бенуа - тончайший эстет, замечательный художник и очаровательнейший человек. Приветствовал Октябрьский переворот еще до Октября. Я познакомился с ним у Горького, и мы очень сошлись. После Октябрьского переворота я бывал у него на дому, он с величайшим интересом следил за первыми шагами нового режима. Он был один из первых крупных интеллигентов, сразу пошедших к нам на службу и работу...



Художник, историк искусства, художественный критик Александр Николаевич Бенуа. Петроград. 1921 год. Фото Я.М. Чернова


Однако постепенно он огорчался все больше: жизненные невзгоды, недовольство коммунистами, поставленными для контроля над всей музейной работой, вызывали в нем известное брюзжание, постепенно перешедшее даже в прямое недовольство. Думаю, что сейчас он другом Советской власти не является, тем не менее, он как директор самой важной части Эрмитажа (Средневековье и эпоха Возрождения) приносит нам огромные услуги. Вообще человек, которого нужно всячески беречь. В сущности говоря, европеец типа Ромена Роллана, Анатоля Франса и других. Тов. Зиновьев и т. Лилина, кажется, в последнее время делают шаги к улучшению его положения, что, вероятно, разгладит морщины на его эстетическом челе... (фрагмент письма А.В. Луначарского к Управделами Совнаркома РСФСР Н.П. Горбунову от 9 марта 1921 года)

Вряд ли Александр Николаевич знал о существовании этого письма, но будучи человеком достаточно резким, он частенько отзывался о Луначарском довольно критически. Вот одно из них: Луначарский развивал мысли, которые вполне соответствуют нашим, и блистал, как бриллиант перед стекольщиком, рядом с заведшим свою волынку товарищем Полянским... Луначарскому я отдаю должное - он умный и ловкий человек, к тому же благожелательный, он прекрасно сегодня лавировал и изворачивался, он как никто умеет льстить и обманывать, но то, для чего это делается, разумеется, хуже всякого монархического режима и капиталистического строя. Делается это во имя торжества пошлости, стадности, диких инстинктов, принимаемых априори за подлинную стихию воли народной. И при этом он сам слаб, безволен и, что хуже всего, - неврастеник. Вместо настоящего знания искусства у него одна директива, построенная на самом поверхностном и лишь бывшем талантливом усвоении учебников и фельетонов. Самих вещей, о которых он говорит, он не знает и не желает знать. (из Дневника Бенуа от 30 января 1918 года)



Портрет Александр Николаевич Бенуа, 1921 год
Юрий Анненков
Впрочем, как и об этом, ещё находящемся в проекте, портрете Бенуа написал в Дневнике 27 сентября 1921 года: Телефон от Анненкова, просит рисовать мой портрет для книги его книжных портретов. Воображаю, какую кикимору он сделает!
На мой вкус по сравнению с фотографией вполне себе не кикимора)))

1921, Мемуары, Живопись, ЖЗЛ, Сто лет тому назад, Дневники, Бенуа

Previous post Next post
Up