Голова Гейнсборо так набита всякими талантами, что всегда существует опасность, что она взорвётся, как перегретый паровой котёл
английский актёр XVIII века Дэвид Гаррик
И вот в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина идёт выставка работ Томаса Гейнсборо, такого разностороннего британского художника и необычайно свободного мастера для чопорной георгианской эпохи.
Автопортрет, около 1759 года
Томас ГЕЙНСБОРО
Художник был самым младшим из девяти детей в семье ткача Джона Гейнсборо. В детстве, как это часто бывает, мальчишка не был прилежным учеником в школе, мало уделял внимания математике и чистописанию, зато любил рисование. Однажды, делая зарисовки в саду, он так точно изобразил человека, ворующего фрукты у соседа, что по его картинке преступника легко нашли и схватили. Отец рано обанкротился, но поддержал переезд 13-летнего сына в Лондон для дальнейшего обучения и совершенствования мастерства.
На выставке заявлено, что будет показано около сотни работ Гейнсборо из отечественных собраний и одиннадцати музеев Великобритании, но это явное преувеличение. Нет-нет, с музеями всё в порядке, а вот количество работ не соответствует действительности. Возможно именно для количества и разнообразия кураторы добавили в экспозицию несколько картин современников Гейнсборо из коллекции ГМИИ) Кстати, первой, по тому маршруту, которым меня направили смотрители музея, была как раз такая картина
Концерт в парке. ГМИИ имени А.С. Пушкина
Никола ЛАНКРЕ
Галантные сцены музицирования на природе были весьма популярны в живописи рококо.
Особенно они удавались последователю Антуана Ватто живописцу Никола Ланкре.
История этой выставки началась с ремонта в доме-музее в городке Садбери, что в английском графстве Саффолк, где Томас Гейнсборо провел детство и юность и где хранились одни из самых редких его полотен. Понятно, что в обычных условиях никакой музей свои лучшие вещи не захочет снимать со стен. Когда же в ходе работ стало ясно, что дом-музей необходимо не только ремонтировать, но достраивать здание, чтобы создать большой и красивый выставочный комплекс, сотрудникам Пушкинского музея удалось договориться о долгосрочном сотрудничестве с английскими коллегами и убедить их предоставить картины для выставки в Москве. Действительно, лучшего применения экспонатам дома-музея Гейнсборо в такой ситуации найти трудно)
Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла на фоне пейзажа, около 1750 года.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
На этом портрете изображены трое молодых джентльменов из Северного Эссекса, соседей Гейнсборо по его родному городу Садбери. Фигуры идеально вписаны в ландшафт, размещены под сенью мощного дуба, а в левой части картины открывается панорамный пейзаж.
Портрет джентльмена с собакой в лесу, около 1746 года.
Передано в Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк, на долгосрочное хранение из частной коллекции
Томас ГЕЙНСБОРО
Портрет миссис Мэри Кобболт и её дочери с ягнёнком и овцой на фоне пейзажа, около 1752 года.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Пейзаж с повозкой на извилистой дороге, около 1746-1747 годов.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Лесной пейзаж с сидящим пастухом, около 1746-1747 годов.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
В Лондоне Гейсборо посещал уроки рисования у Юбера-Франсуа Бургиньона (Гравло), преподавателя Академии св. Мартина. Изначально он видел себя пейзажистом, зарабатывал написанием пейзажей, подправлял и реставрировал старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла. Обзаведясь собственной мастерской, художник в возрасте 19 лет женился на Маргарет Бёрр. Это был так называемый флитский (быстрый и тайный) брак. Маргарет была незаконнорожденной дочерью Генри Сомерсета, третьего герцога Бофорта, и получала годовой доход в двести фунтов стерлингов; эта ежегодная рента не раз выручала семью Гейнсборо, когда с заказами было совсем уж туго. Проведя несколько лет в Лондоне, вскоре после смерти отца, в 1749 году художник вернулся в свой родной город Садбери, где провел около трёх лет. В дальнейшем он переезжал не один раз.
Портрет Лэмба Барри, около 1759 года.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Портрет старшего шерифа графства Саффолк, а затем члена парламента от Ипсвича и друга Гейнсборо. Табличка в церкви Святой Маргарет в Сайлхэме в весьма необычной форме расхваливает достижения Барри, описывая его как человека образцовой справедливости, умеренности, благочестия и милосердия к бедным; одного из лучших и самых нежных мужей; самого снисходительного отца и образец непоколебимой добропорядочности. Со всеми этими качествами неудивительно, что он достиг редкого и необычного счастья не иметь ни одного врага на этом свете
Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали, около 1763-1767 годов.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Пейзаж с дорогой на краю леса, 1760-1765 годы. Коричневая бумага, акварель, графитный карандаш, лёгкая размывка
Томас ГЕЙНСБОРО
Лесной пейзаж со старым крестьянином и ослами у сарая, с сошником и церковью вдали, около 1755-1757 годов.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Портрет Абеля Мойси, не ранее октября 1771 года.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Абель Мойси, единственный сын врача по прозвищу Доктор Обдиралов, услугами которого пользовался в том числе и Гейнсборо Портрет самого доктора Мойси, согласно семейной легенде, был написан в качестве оплаты счетов за лечение, которые приходили Гейнсборо регулярно, особенно во время его тяжёлой болезни в 1763 году, когда местная газета несколько преждевременно объявила о смерти художника... Сын эскулапа сделал выдающуюся академическую, юридическую и политическую карьеру, на протяжении почти 20 лет представляя Бат в парламенте Великобритании. На рентгеновских снимках видно, что Гейнсборо придавал модели разные позы, прежде чем найти ту, которая позволила продемонстрировать как личные качества, так и общественное положение Абеля Мойси.
Снятие с креста, около 1611-1612 годов. Эскиз на деревянной доске. Государственный Эрмитаж
Петер Пауль РУБЕНС
На выставке представлен эскиз Рубенса, который демонстрируется в паре с тем же сюжетом в исполнении Гейнсборо, копирующий более известную картину Рубенса - центральную часть алтарного триптиха в Антверпене. Гейнсборо, увидев чёрно-белую гравюру, сделанную по росписи алтаря в Антверпенском соборе, был потрясен и написал свою версию, не видя оригинала. Тем не менее художник смог практически полностью угадать цвета и воспроизвести то цветовой решение, которое использовал Петер Пауль Рубенс.
С оригиналом Гейнсборо смог познакомиться только спустя десять лет.
Снятие с креста, около 1665-1670 годов. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Копия с картины Петера Пауля Рубенса
Томас ГЕЙНСБОРО
Далее заглянем в небольшой отдельный зал музея, отведённый графике, рисункам, акварелям, офортам и гравюрам, живописи на стекле Томаса Гейнсборо. Здесь размещено 35 работ художника. Если на правой и левой стенах они висят нормально, то в центре очень кучно, высоковато, здорово бликуют. Поэтому разлядеть, а тем более снять их очень проблематично, покажу только несколько работ, которые удалось сфотографировать более-менее прилично. Да и таблички с названиями размещены в ряд и низко. Если к ним наклоняешься, падает сильная тень, прочесть что-то сложно, так же, как и понять, к какой работе она относится. Учитывая подобную проблему на выставке братьев Щукиных, похоже, что такое отношение к зрителям становится для ГМИИ недоброй традицией. Что весьма печально...
Близкий друг художника композитор Уильям Джексон восхищался рисунками Гейнсборо, полагая, что они более совершенны, чем картины.
Лесной пейзаж с пастухом и четырьмя коровами, 1785-1788
Лесной пейзаж с повозкой и фигурами, 1786 год. Бумага, акватинта
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Цыгане, около 1754 года. Бумага, офорт. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Это первый коммерческий отпечаток с работы Гейнсборо. Живописный вариант произведения утерян или уничтожен. В Галерее Тейт осталась незаконченная картина с группой цыган вокруг походного костра, которая предшествовала утраченной. По словам правнука друга Гейнсборо Джошуа Кирби, у художника был заказ от джентльмена из окрестностей Ипсвича написать группу цыган. Когда примерно две трети работы было завершено... тот пришел посмотреть на картину и остался ею недоволен; она ему не понравилась. На что Гейнсборо ответил: Тогда вы ее не получите, - и, взяв перочинный нож, разрезал ее поперек...
4. Саффолкская пашня, около 1753 года. Бумага, офорт. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Старая лошадь. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Конверт с прядью волос Томаса Гейнсборо, 1783 год. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Это именно та центральная часть зала, о которой я говорила...
Портрет Энн Линч, 1744 год. Графитный карандаш. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Этот миниатюрный портрет - один из самых ранних сохранившихся рисунков Гейнсборо, написанных им в 17-летнем возрасте во время учёбы в Лондоне у Уильяма Хогарта. Надпись на обороте гласит: Энн Линч, / нарисованная Гейнсборо / в Ипсвиче / 1744. Скорее всего, это посмертное изображение дочери (птица с распростертыми крыльями - символ смерти) Эдварда Линча, судебного пристава Ипсвича.
Портрет Маргарет Гейнсборо, 1785 год
Томас ГЕЙНСБОРО
Каждый год на годовщину свадьбы Гейнсборо писал портрет своей супруги, и эта картина, вероятно, также была данью давней традиции. Этот камерный портрет жены в технике миниатюры художник написал, когда Маргарет было за пятьдесят.
Пейзаж с четырьмя коровами у водоема, 1785 год. Бумага, мел, карандаш.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Обобщённый характер этого рисунка позволяет датировать его последними годами жизни Гейнсборо. Фигуры четырёх коров, сгрудившихся вокруг водоема, нарисованы в свободной манере мелками разных цветов. Деревья обрамляют композицию с обеих сторон, а отблески низкого солнца изображены с помощью ярко-белого мела. Гейнсборо использовал грубую текстуру бумаги, чтобы создать ощущение глубины пространства. Смелые, энергичные линии соседствуют с растушеванными, неопределенными контурами.
Портрет Джона Гейнсборо, 1751 год. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Это посмертный портрет отца художника. Работа демонстрирует превосходную зрительную память Гейнсборо. Записка его жены Маргарет, прикрепленная к задней части рамы, гласит: Портрет моего отца Гейнсборо, нарисованный моим мужем через три года после его смерти, поразительное сходство. В этой работе художник проработал каждую деталь отцовского лица, в том числе морщинистый лоб и плотно сжатые губы.
Диана и Актеон, около 1784-1785 годы. Эскиз.
Черный и белый мел, размывка серым и темно-серым по коричневатой бумаге. Частное собрание
Томас ГЕЙНСБОРО
Портрет Маграрет, жены художника в девичестве Бёрр, начало 1770-х годов.
Бумага верже, пастель, белила, графитный карандаш. Частное собрание А.Г. Егорова, Москва
Томас ГЕЙНСБОРО
Лесной пейзаж с путешественниками, около 1778 года.
Томас ГЕЙНСБОРО
Этот рисунок демонстрирует разнообразие гения господина Гейнсборо, который в начале 1770-х годов разработал новую инновационную технику рисования. В 1772 году он выставил в Королевской академии художеств десять рисунков, имитировавших масляную живопись, созданных при помощи этой техники. Гейнсборо подробно описал процесс создания рисунка в письме своему другу Уильяму Джексону. Сначала он склеил листы бумаги и растянул их на раме, словно на барабане, а затем, по словам мастера, работу следовало вести так: выполнить черные и белые элементы рисунка, а точнее, общую композицию сюжета индийскими чернилами, а свет - бристольскими свинцовыми белилами, куски которых можно купить у любого маляра... Когда композиция станет заметна, окуните лист в обезжиренное молоко; мокрым поместите в раму... дайте ему высохнуть... окуните снова, пока не останетесь довольны результатом; затем добавьте зеленого и коричневого с помощью зеленой краски из крушины и бистра, желтого с помощью желчного камня, голубого с помощью индиго... Когда все будет готово, залейте все гуммиарабиком... дайте высохнуть и покройте тремя слоями спиртового лака. Как видите, после вымачивания листов в молоке (что немаловажно, обезжиренном), по-особому на рисунке расходилась тушь и работа приобретала выразительный блеск.
Лесничий. Набросок, около 1787 года. Чёрный мел и карандаш, усиленный белым мелом, на бумаге цвета буйволовой кожи
Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Стоящая корова, около 1755 года. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Пастух, 1781 год
Уникальная черновая копия с собственноручными исправлениями Гейнсборо, сделанными черным и белым мелом.
Томас ГЕЙНСБОРО и Ричард ИРЛОМ
На ежегодной выставке Королевской академии художеств в 1781 году было выставлено шесть картин Томаса Гейнсборо. Наибольшее внимание критиков привлекли не парадные портреты знати, а картина под названием Пастух с изображением босоногого мальчика и его собаки, смотрящего в грозовое небо. Настороженное и в то же время спокойное выражение лица мальчика посреди довольно неприветливого пейзажа придает изображению особую остроту. Моделью художнику, вероятно, послужил Джек Хилл - нищий, которого Томас Гейнсборо и его семья практически усыновили. К сожалению, эта картина погибла во время пожара во дворце Экстон-Холл в 1810 году, но, к счастью, гравюра с неё была выполнена Ричардом Ирломом при жизни Гейнсборо и опубликована в 1781 году.
С начала 1770-х годов Гейнсборо обратился к живописи на стекле. Одним из наиболее знаменательных примеров работ этого периода были декорации для концертов Иоганна Кристиана Баха и Карла Фридриха Áбеля в 1775 году в Лондоне. К началу 1780-х годов живопись на стекле стала для Гейнсборо своеобразным лабораторным опытом - благодаря прозрачности используемых материалов художник изучал световые эффекты, добивался практически естественного освещения и запечатлевал его на полотне.
Прибрежная сцена с парусными и вёсельными лодками и фигурами, около 1781-1782 годов.
Стеклянные пластины, масло. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Томас ГЕЙНСБОРО
Эта работа является своеобразным эскизом для более масштабного пейзажа Береговая сцена 1783 года, хранящегося в Национальной галерее Виктории в Мельбурне. Гейнсборо относительно редко обращался к морским сюжетам, и, несомненно, эксперименты со стеклянными пластинами позволили художнику добиться особой прозрачности света на холсте.
Пейзаж с пастухом и стадом на фоне озера и холмов, около 1781-1782 годов.
Стеклянные пластины, масло. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Томас ГЕЙНСБОРО
Этот образец живописи на стекле представляет собой освещенный луной горный ландшафт. Для изучения эффекта лунного света использование живописи на стекле подходило как нельзя лучше, однако, в отличие от предыдущей работы, этот сюжет не был перенесен на холст. Сохранился только весьма общий и беглый набросок. Вспоминаем Куинджи:)
А мы вновь продолжаем движение по анфиладе вдоль центральной лестницы музея и любуемся работами художника, определившего лицо британской портретной живописи. Его портреты на удивление хороши: красивые, одухотворённые лица, умный добрый взгляд. Невероятным чутьем мастер угадывал характер моделей, их повседневный облик и настроение, социальный же статус был вторичен.
Портрет капитана британского флота Джона Уитмора Четвинда, около 1785 года. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Художник был уже в летах, когда писал эту работу, но рука его еще была твёрдой, а мазок быстрым и сильным. Мастер с уважением передал облик молодого капитана, его живой, гордый и ироничный взгляд, острый ум, раскрыл его внутренний мир.
Портрет Гертруды, леди Алстон, около 1767 года. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Изображение леди Алстон заключено в овал. Баронесса смотрит прямо на зрителя, ненапудренные покрытые волосы контрастируют с её лицом и роскошным шёлковым платьем. Голубое платье на французский манер украшено белыми бантами. Подобные платья славились изысканностью ткани, и Гейнсборо блестяще удалось передать красоту шёлковой материи с цветочным рисунком.
Портрет Салли Сиддонс, 1790-е годы. ГМИИ имени А.С. Пушкина
Томас ЛОУРЕНС
Ещё один вставной зуб, но очень симпатичный:) Портрет очаровательной дочери знаменитой британской трагической актрисы Сары Сиддонс кисти Томаса Лоуренса. Её искрящиеся яркие глаза, улыбка с отсветом бальзама на губах, тонкий нос и яркие брови притягивают к себе внимание зрителя. Салли была невестой Томаса Лоуренса, но скончалась в 1803 году от туберкулёза.
Но сопроводительная табличка почему-то утверждает, что это портрет сестры Салли Сиддонс Мэри...
Пленительны и детские портреты художника, в это время они становится очень популярными среди аристократии. Рисуя лица детей, Гейнсборо добивался исключительной естественности оттенков кожи, будь то едва заметный румянец или, напротив, природная бледность. А главное - маленькие модели у него никогда не выглядели как куклы или взрослые в миниатюре. Формально не выходя за рамки жанра парадного портрета, Гейнсборо передавал непосредственность и хрупкость своих юных героев.
Портрет девочки. Фрагмент, около 1744 года. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Портрет мальчика, фрагмент, около 1744 года. Дом-музей Гейнсборо, Садбери Саффолк.
Томас ГЕЙНСБОРО
Эти два портрета мальчика и девочки были когда-то одной картиной, близкой по своим масштабам и манере к работам знаменитого британского живописца XVIII века Уильяма Хогарта, чьё творчество оказало заметное влияние на ранние работы Томаса Гейнсборо. Художнику в момент создания картины было около 17 лет, она необычна тем, что написана почти в натуральную величину. Почему она оказалась разделена на две части, мы можем только догадываться. Возможно, её разрезали, чтобы отдать семьям моделей, или же она в какой-то момент оказалась настолько повреждена, что часть с изображением платья девочки просто не удалось сохранить.
Портрет питминстерского мальчика, 1769 год. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
На портрете изображен Дюпон Гейнсборо, племянник и ученик Гейнсборо, сын старшей сестры художника Сары. Мальчик стал официальным подмастерьем Гейнсборо в 1774 году. Юноша работал ассистентом в студии мастера, создавал гравюры в технике меццо-тинто с живописных произведений Гейнсборо, а позже - и картины в манере своего дяди. Камерный портрет, заключенный в овал, представляет нежный образ юного Дюпона. В течение многих лет этот очаровательный портрет был известен как питминстерский мальчик, по названию деревни, где, как считалось, мальчик ассистировал художнику. Вот так писала о его создании в XIX веке английская детская писательница Джулиана Юинг: В прошлом году я впервые увидела картину Гейнсборо, изображающую темноглазого деревенского мальчика, который был нанят, чтобы растирать краски для художника в загородном доме в Сомерсетшире, где тот работал. Однажды художник увидел своего маленького помощника, когда тот, держа палитру с кистью в руке, смотрел вверх, словно в поисках вдохновения. Стой как стоишь! - воскликнул Гейнсборо; и, схватив холст, он написал этот портрет. Какова в этом доля правды или вымысла, сказать не берусь. К сожалению, Дюпон прожил всего 42 года.
Портрет детей Килби. ГМИИ имени А.С. Пушкина
Неизвестный английский мастер второй половины XVIII века
Портрет Маргарет, дочери художника, около 1772 года. Галерея Тейт, Лондон.
Томас ГЕЙНСБОРО
Изображена 25-летняя младшая дочь художника. Взгляд девушки обращён вверх, напоминая об изображениях святых, взывающих к небесам. Картина наполнена нежностью, проработкой самых мелких деталей, воздушностью прически и платья. А особое сияние кожи молодой девушки подчеркнуто чёрной лентой на шее. Выразительны взгляд и игра юности на розовых губах и румяных щеках.
Портрет дочерей художника, Мэри и Маргарет, около 1769 года. Эскиз.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
Это эскиз для сохранившегося двойного портрета дочерей Гейнсборо Мэри и Маргарет. Здесь девочкам было около 12-13 лет, они изображены с инструментами для рисования, что скорее всего отражает далеко идущие планы их отца, который, несмотря на то, что сам активно участвовал в общественной жизни города и разнообразных публичных мероприятиях, своих дочерей старался оградить от внимания света, невольно лишая их внимания поклонников и сверстников. Гейнсборо считал, что девушки не должны заниматься охотой на диких гусей (то есть исключительно поиском мужей), а стремясь к финансовой независимости, были бы готовы пойти по стопам отца и также стать художницами-пейзажистками. Возможно, именно из-за такой строгости отца младшая дочь Маргарет так и не вышла замуж и провела последние годы своей жизни в Лондоне, ухаживая за старшей сестрой.
Маргарет Гейнсборо, собирающая колосья, около 1750 года.
Музей Ашмолеан, Оксфорд.
Левая часть несохранившегося парного портрета двух дочерей Томаса Гейнсборо, Мэри и Маргарет, представленных в образах крестьянских девочек: Портреты двух дочерей Гейнсборо, в одеяниях крестьянок, на поле пшеницы, разделяющих собранный урожай. Местонахождение второй половины портрета неизвестно до сих пор. Вероятно, старшая сестра Мэри написана справа и именно на неё снизу вверх смотрит Маргарет. Создается ощущение, что Мэри передает ей часть колосьев.
Портрет Джона Рассела, 4-го герцога Белфорда, около 1770 года.
Национальная портретная галерея, Лондон
Томас ГЕЙНСБОРО
Портрет Гарриет, виконтессы Трейси, 1763 год.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас ГЕЙНСБОРО
На этом рассказ о первой части выставки завершён.
Какие работы мастера вам приглянулись больше? Любите ли вы английских живописцев и Томаса Гейнсборо в частности? Не утомляют ли вас подробные рассказы о некоторых картинах, может быть ограничиться просто галереей экспонируемых работ?