Николай Васильевич Мещерин. Поэзия русского пейзажа. Картинки с выставки. Часть 1.

Apr 22, 2019 12:12


Сегодня я хочу вас познакомить с человеком, имя которого не гремело, но явно звучало в начале ХХ века наравне с именами таких мэтров, как Константин Коровин, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Аполлинарий Васнецов, Исаак Левитан. И это при том, что он не был профессиональным художником, а творческий путь его был не так долог. А вспомнить о нём поможет прелестная выставка его работ Выход из суеты, состоявшаяся в Музее русского импрессионизма этой весной.



Мещерин - очень талантливый... Очень тонкий и не левитановец. Поэт... Игорь Грабарь


В 1897 году богатый наследник, выходец из патриархальной купеческой семьи, старший сын основателя Даниловской мануфактуры Василия Ефремовича Мещерина, успешный московский предприниматель 33-летний Николай Мещерин круто изменил свою судьбу. У него не было интереса к коммерческой деятельности, зато влекло искусство. Поэтому Николай Васильевич оставил процветающий семейный бизнес, передав бразды правления брату Михаилу, и сбежал подальше от мира московской суеты, больших денег и власти, уединившись в тиши уютной загородной усадьбы ДугинО. Остаток жизни он решил посвятить живописи.



Следует отметить, что к живописи наш герой пришёл через увлечение фотографией. За десять лет до описываемых событий юноша успешно освоил весьма экзотическую и дорогую по тем временам любительскую фотографию. Он снимал пейзажи в окрестностях Дугино и на реке Пахре, сюжетные сцены, охоту, групповые портреты родных, близких, друзей, а также автопортреты в зеркале. До нас дошло 48 подлинных отпечатков, 25 из которых представлены на этой выставке. Этими фотографиями и начинается экспозиция.



Размещённые на полукруглой стене, снимки не оставляют равнодушными, поражая своей чистой, трогательностью и одновременно мастерством исполнения, технической и композиционной точностью.



Дугино. Перевоз через Пахру, 11.05.1887 года. Альбуминовый отпечаток



Дугино. Охотники, 16.11.1886 года. Альбуминовый отпечаток



Дугино. Ширяев овраг, 04.05.1887 года. Альбуминовый отпечаток



Дугино. Неизвестный с букетом полевых цветов, 11.05.1887 года. Альбуминовый отпечаток



Дугино. Собака на стуле, 20.04.1887 года. ГТГ Альбуминовый отпечаток

Освоив фотографию, Николай Васильевич затем увлёкся изготовлением картин из сушёных трав и цветов, а в начале 1890-х годов приступил к занятиям живописью. Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками. Художник Василий Переплётчиков, товарищ Мещерина по Практической академии, был первым наставником, а позже его биографом. Кроме того, уроки рисования Мещерин брал у Алексея Корина, Мануила Аладжалова. Игорь Грабарь, поддерживавший связи с европейским искусством, знакомил друга с новейшими течениями в живописи, с техникой раздельного мазка, новыми способы передачи цвета и света. В усадьбе Дугино гостили и другие художники (Аполлинарий Васнецов, Иссак Левитан, Алексей Степанов) и наш герой под их чутким руководством овладел искусством живописи, быстро перешагнув стадию дилетантизма. И действительно, когда вглядываешься в пейзажи Николая Мещерина, эти одинокие сельские дома в предрассветной лёгкой дымке, дышащие росой поля, навевающие прохладу, трудно представить, что написаны они человеком, ещё совсем недавно таким далёким от живописи.



Начнём мы экскурсию по экспозиции не с её начала, как обычно, а с центра. Потому, что там оказалась картина, ставшая сюрпризом как для организаторов выставки, так и специалистов Третьяковской галереи, где она хранилась. Речь идёт о работе Ржаные поля, у которой было обнаружено второе дно под картоном, закрывавшим её оборотную сторону. Как оказалось, там всё это время находилась ранее неизвестная картина Мещерина Опушка леса зимой. Зима и лето, реализм и импрессионизм на одном полотне!



Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево, 1906 год. ГТГ



Опушка леса зимой, 1906 год. ГТГ

От этой центральной картины расходятся лучи конструкций, на каждой из которых расположены картины по временам года:
Зима, Весна, Лето и Осень.



А сама выставка выстроена в форме путешествия по этим временам года. Мы переходим от зимы к осени, от лаконичных заснеженных равнин, лесов, дорог и деревень, морозного безмолвья сумерек и ночей, через расцветающие сады и шум весенних ливней, симфонии восходов и закатов, богатство красок полей, садов и луговых цветов, к золотой палитре осени и постепенному увяданию природы.

И ещё один момент: на выставке представлены работы не только самого Николая Васильевича Мещерина, но и его друзей, часто посещавших имение Дугино или подолгу гостивших в нём, и писавших там свои замечательные картины.

Итак, сначала отправляемся в зиму...





Девушка в красной юбке, 1903 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Зимой в лесу, 1895 год
Василий ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ



Декабрь, 1901 год. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Николай МЕЩЕРИН



Зимняя ночь. Деревенская улица, 1900 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН
Художник писал преимущественно пейзажи,
в которых стремился передать личное, почти интимное переживание от своей встречи с красотой русской природы.





Деревенский праздник, 1902 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



По зимней дорожке Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки
Алексей СТЕПАНОВ



К весне, 1900 год. ГТГ
Мануил АЛАДЖАЛОВ



Ямщик, 1904 год
Игорь ГРАБАРЬ



Сосенки под снегом, 1912 год. Астраханская картинная галерея П.И. Догадина
Николай МЕЩЕРИН

Эта работа была приобретена астраханским купцом, меценатом и коллекционером Павлом Ивановичем Догадиным, основателем Астраханской картинной галереи. Картина написана в технике пуантилизма: дробными мазками чистого и яркого цвета, создающими причудливый тон при взгляде издалека. В палитре блестяще совмещены сложные оттенки фиолетового и розового цветов.



Морозная ночь, 1908 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Николай МЕЩЕРИН
Этот лиричный пейзаж один из самых впечатляющих в коллекции Николая Мещерина. В нём он запечатлел отблески лунного света на заснеженной березе и воссоздал эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе.



Белая зима. Грачиные гнезда, 1904 год. ГТГ
Игорь ГРАБАРЬ



В зимний день. Угол дома со снегом, 1904 год. Институт русского реалистического искусства.
Игорь ГРАБАРЬ



Лес зимой, 1910-е годы. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН



В феврале, 1909 год. Вольский краеведческий музей
Николай МЕЩЕРИН

Художник был блистательным колористом. Если прикрыть рукой девочку в синем пальто, то белый снег и белый цвет станут менее эффектным. Мягко и нежно касаясь кистью полотна, Мещерин передаёт великолепный, сверкающий множеством оттенков снег. Приглушенные тона, яркий, но рассеянный свет, задумчивый силуэт ребенка заставляют нас всматриваться в этот казалось бы незамысловатый пейзажный мотив и проживать вместе с ним его умиротворённое, но такое насыщенное чувством пространство...



Морозный вечер. 1907 год. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН
Живые, теплые, чуткие касания кистью, приглушенная палитра мастерски передают дрожащий, струящийся зимний воздух.



Морозный вечер. Этюд, 1907 год. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН



Зимний вечер. Деревня, 1905 год. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН



В гололедицу, 1906 год. Собрание И.П. Машкова



Ясный день, 1908 год. Пермская государственная художественная галерея
Николай МЕЩЕРИН

А тем временем мы плавно перетекаем в Весну...





Из окна дома Коробковой. 1902 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Весна, 1903 год. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН



Угасающий день, 1904 год. ГТГ
Игорь ГРАБАРЬ

Думаю, вы уже обратили внимание на работы Игоря Эммануиловича Грабаря. Зимой и весной 1904 года он в очередной раз гостил у Мещерина в Дугино и создал несколько прекрасных работ, знакомых нам со школьной скамьи: Мартовский снег и Февральскую лазурь. А также написал это старинное имение: Писал я еще усадьбу Бенкендорфов, позднее Алексеевых, красивый стройный белый дом с колоннами на берегу реки, окруженный со всех сторон столетними аллеями. Увлекало сочетание белого дома с белым небом и белым снегом при темных деревьях. Где эта картина сейчас - не знаю. В конце марта я еще раз ее писал



Весна. Деревня Шестово, 1914 год. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН



Весенние облака. Вид на Дугино, 1914 год. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН



Ранняя весна. Деревня, 1900-е годы. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН



Весна в деревне, вторая половина 1900-х годов. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН



Вечер ранней весны, 1902 год.Собрание Е.В. Ляпуновой
Николай МЕЩЕРИН



Баба с ведрами, 1908 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Игорь ГРАБАРЬ



Весна, 1900 год. Собрание Е.В. Ляпуновой



Цветущая вишня, 1899 год. Собрание Е.В. Ляпуновой
Николай МЕЩЕРИН

Пейзажи Николая Васильевича камерны и интимны. И кажется они уступают более ярким и энергичным образам на картинах его друзей. Но, вглядываясь более внимательно, угадываешь искреннее и скромное очарование художника тихой прелестью и едва уловимой мелодией окружавшего его мира, где каждая окутанная ароматом хрупких и нежных цветов ветка, не оставляет равнодушным.



Закат солнца, 1907 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Игорь ГРАБАРЬ



Весенний ветер, 1905 год. Пермская государственная художественная галерея
Игорь ГРАБАРЬ



Вечер апреля, 1910 год. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай МЕЩЕРИН



Вечер апреля, 1910 год (фрагмент). Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай МЕЩЕРИН

На выставке Выход из суеты Музеем русского импрессионизма собрано около сотни картин и этюдов из 17 государственных музеев
и 5 крупных собраний российских коллекционеров. Потому продолжение следует.

Николай Мещерин, Картинки с выставки, #Николай Мещерин, Вернисаж, Жил-был художник, ЖЗЛ, #Дугино, #Музей русского импрессионизма, Забытые имена, МРИ

Previous post Next post
Up