В Пермском крае произошло смещение вектора развития. Произошло достаточно давно: еще несколько лет назад застойный промышленный регион испытывал дефицит в качественном медиа-сопровождении своих действий, у бизнеса и власти отсутствовала цельная идеология, которая могла бы сформировать у них свое видение мира и встроить в этот мир себя. Решение было найдено. Осенью 2008 года в Пермь прорвалась Культура. Разрезав «картонный занавес», огораживающий Пермский край от культурных событий, бурлящих в столицах России, в Прикамье проникли те образцы культурного процесса, которые были либо уже не новы (и как следствие, не актуальны), или не востребованы в «Просвещенной России».
Попав на благодатную почву культурного вакуума, они расцвели буйным цветом, породив целые институты, которые при поддержке административного ресурса занялись экспортом идей и творений от более одаренных к менее.
По сути своей деятельности они напоминают агитбригады, разъезжавшие по фронту в период Великой Отечественной войны: институты создают культурные пузыри на месте своего пребывания, которые тут же лопаются, лишь они переезжают на новое место.
Благодаря влиянию власти, клеймо культуры стало ставиться на каждый документ, имеющий значение для развития отдельного муниципалитета или края в целом. Для власти именно культура должна была стать тем самым «волшебным пенделем», который бы подтолкнул регион к конкурентоспособному развитию.
Во главе этого культурного преобразования Прикамья встали Музей современного искусства PERMM и Пермский центр развития дизайна. Те продукты, которые они поставляют варварам-пермякам, либо носят прикладной характер, но никак не реализуются, либо развлекательный. Хотя глава обеих негосударственных структур Марат Гельман в своих высказываниях напирает на менторскую деятельность и музея, и центра, но на деле проводимые семинары, тренинги и мастер-классы видятся только как обычные междусобойчики, пользу (в денежном эквиваленте) от которых получают только организаторы. Вспомнить хотя бы историю с
«освоением бюджета» центром развития дизайна.
Однако такое положение дел не устраивает культурную элиту Перми. В редакцию портала PRM.RU попал проект «Концепции культурной политики Пермского края», которую сами авторы называют «Пермским проектом». К слову, разработчиками концепции выступили министр культуры Пермского края Борис Мильграм, уже упомянутый Марат Гельман, арт-директор ПЦРД Наиль Аллахвердиева и ряд других «близких к теме» деятелей культурной политики. Авторство документа принадлежит агентству «Творческие индустрии».
Создатели «Пермского проекта» позиционируют себя как «эксперты в области культуры и культурной политики, действующие как в собственно культурном, так и в политическом, и в экономическом пространстве». При этом в декларативной части документа «эксперты» так усиленно «льют воду», что некоторые куски «Пермского проекта» вызывают сомнение в их экспертности. Судите сами, в подразделе «Технологии культурного движения» авторы концепции пишут:
«Внедрение новых образцов в инертную систему «провоцирует» среду, заставляет «подтягиваться» не только культуру, но и другие сферы деятельности. В частности, отметим, что после появления Музея современного искусства в Перми число жалоб на плохие дороги увеличилось в 8 раз».
Но это пример грубой софистики. Что же касается логики, попробуем проследить ее от начала и до конца. Каким видят сегодняшний Пермский край творцы «Пермского проекта»?
«Историко-культурное своеобразие Пермского края создает особые, уникальные предпосылки для формирования пространств инновационной деятельности. Традиционно высокий промышленный потенциал обеспечивает территорию достаточно высоким качеством человеческого капитала». Улавливаете? Высокое качество человеческого капитала, смотрим дальше: «Перми, как и множеству других российских городов, фатально не хватает творческих лидеров и ярких собственных инициатив». Хорошо, это можно понять, есть хорошие люди, но среди них нет творческих лидеров.
Что предлагает «Пермский проект»? «Создание коммуникационных площадок в городской среде, обустройство городских пространств. Средства: паблик-арт, стрит-арт, фестивали, события; в перспективе - внедрение творческих бизнесов (так в проекте. Прим. ред.) в городскую среду... Создание системы семинаров, лабораторий и практикумов и образовательных площадок различного формата для профессионалов. Пермский край должен стать центром повышения квалификации работников культуры со всей страны, а также центром обмена опытом для зарубежных коллег... Создание собственной постоянной лицензированной образовательной программы в области арт-менеджмента, включающей успешные практики, реализованные в Пермском крае... и систему образования для широкой публики - организация публичных лекций, лекториев, семинаров и выступлений, «выращивание» собственной аудитории».
Проведение обучающих программ, которые являются мероприятиями для галочки и отчетов о потраченных бюджетных средствах, естественно должны включаться в процесс формирования творческих лидеров, только вот творческие лидеры после них вряд ли появятся. Ведь тот культурный фон, который пришел в Пермь вместе с PERMM является ничем иным, как трансляцией культурных событий и феноменов из более «облагороженных» регионов. Этот фон не создаст местных гениев: времена, когда всерьез считали, что если человек находится в окружении произведений искусства, он не может быть бескультурным - прошли. Творческий гений не мыслим без вызова, будь то вызов времени или пространства, а забегая вперед, следует сказать, что «Пермский проект» отметает какую бы то ни было конкуренцию: все средства, которые можно получить, будут распределены между культурными институциями, такими как PERMM, ПЦРД, фестивалем «Живая Пермь» и другими, созданными в рамках концепции агентствами и организациями.
Как пишут эксперты они не будут: «стремиться сохранить status quo. Политика модернизации и расширения культурного поля в условиях ограниченности ресурсов не позволит удержать все институции и творческие группы на том же уровне, как это было ранее. Не сможем и не будем пытаться осчастливить всех. В нашем движении, как во всяком движении вперед, будут и лидеры и аутсайдеры».
Вот теперь мы подбираемся к самому интересному, функционировать новая система культурной политики будет следующим образом:
1) Ядром будущей работы будут являться масштабные и значимые проекты-флагманы, вокруг которых группируются локальные проекты. Давайте перечислим эти проекты: «Пермский край - территория культуры»; «59 фестивалей 59 региона»; фестиваль «Живая Пермь» и проект «Культурная столица». Естественно, со временем будут появляться новые проекты-флагманы, главный критерий при их отборе такой: «высокий уровень проектов, их общероссийская и глобальная значимость, а также система провокаций - инициирование новых тем, сюжетов, типов и форм деятельности, способных оказывать влияние не только на культурные достижения, но и способствовать более широким изменениям - в экономике, политике, общественной жизни». Выходит, чтобы стать избранным - нужно быть «в теме».
2) Второй опорой культурной революции по-пермски станут институции флагманы: музей современного искусства PERMM и Пермский центр развития дизайна. К слову, музей современного искусства PERMM представлен авторами концепции как «продюсер, обеспечивающий Пермь новейшим художественным продуктом». А значит, является той самой площадкой, которая будет порождать новые проекты. Круг замыкается...
3) А что же останется традиционному субъекту культурной политики - Министерству культуры? Госорган будет только наблюдать за «Пермским проектом» и финансировать его, потому что «министерство своим «личным» участием должно вмешиваться только в те проекты, которые требуют дальнейшего развития в рамках концепции». А чем же будет заниматься минкульт в остальное время? Да совершенно ничем: все выделяемые на культуру федеральные и краевые средства уйдут прямиком на финансирование «Пермского проекта». Подробнее об этом можно прочитать
здесь.
Вывод только один: в Перми вместо культурной революции произойдет перераспределение ресурсов, финансовые потоки перетекут из одной структуры в другую, а на выходе мы, пермяки, будем иметь творческий продукт сомнительного качества и совершенно бумажные рапорты пермской власти о культурных преобразованиях.
Максим Риттер
maxritter //
PRM.RU