Вопрос развития Пермского края, вполне естественно, волнует сегодня многих и пути движения вперед предлагаются разные. Чаще всего мы слышим о культурной составляющей прогресса региона, но есть и другие мнения. Депутат Государственной Думы Юрий Борисовец поделился с нами своим.
- Юрий Львович, вы депутат Государственной Думы, но в Пермском крае Вас знают и как успешного бизнесмена, человека, который практически создал с нуля свою империю...
- Давайте сразу определимся, как депутат Государственной Думы я заниматься бизнесом по закону не могу.
Хорошо, будем строить разговор с учетом этого. Все же политика и экономика в нашей жизни очень тесно переплетены. Сегодня много рассуждают о конкурентных преимуществах региона. Вы были депутатом Законодательного Собрания Пермского края, сегодня являетесь депутатом Государственной Думы, на Ваш взгляд, в чем главная привлекательность Пермского края, что является нашим главным ресурсом развития?
- Наше главное конкурентное преимущество - это развитие промышленности и производства. К сожалению, этому направлению уделяется крайне мало внимания. На данный момент, мы живем, опираясь на, пусть и проверенные, но старые производства, нового же ничего не создается. Декларирование намерений здесь не в счет. Нужны реальные дела. К слову, региональное министерство промышленности, на мой взгляд, сегодня работает слабо. Единственное движение, которое там наблюдается, это смена министров. Причем, с такой скоростью, что не успеваешь запоминать их фамилии. Если раньше это была структура, где промышленники могли решить свои проблемы, то сейчас получается, что промышленность Пермского края существует сама по себе, а профильное министерство - само по себе.
- А как Вы относитесь к новому вектору развития Пермского края - проектам в сфере культуры? Вы культуру как локомотив экономики края не рассматриваете?
- Развитие культурного потенциала, безусловно, вопрос важный. Но если мы банально не будем создавать рабочие места, то рано или поздно культура будет просто никому не нужна. Я реалист и считаю, что для культурного процветания нужны источники финансирования. Краевой бюджет не сможет долго искусственно поддерживать заявленные проекты. Да и разовые акции, пусть и растянутые во времени, не обеспечат нам статуса культурной столицы. Знаете, в какой-то мере и новое здание галереи, и современный аэропорт и современный вокзал тоже являются элементами общегородской культуры. В этом вопросе есть и еще один важный момент. Давайте разделять понятия: «культура массовая» и «культура фестивальная». Массовая культура - это когда в каждой деревне есть библиотека, и в нее постоянно ходят и читают книги хотя бы 30 человек. А фестивали - это явление масштабное, зрелищное, но проводятся они для совершенно определенного, более узкого, круга людей.
- Получается Пермь как «Культурная столица» это миф?
- Нет. Достичь такого статуса, наверное, можно. Но стоит помнить и о том, что такому уровню необходимо постоянно соответствовать. А для этого нужна экономическая и финансовая база. Это как у спортсмена, важно не только взять вес, но и удержать его. Сегодня при дефиците краевого бюджета говорить о постоянном масштабном финансировании громких культурных проектов сложно.
- Как депутат Государственной Думы Вы работаете в составе выездных комиссий, бываете в соседних регионах. Как Пермский край выглядит по сравнению с соседями?
- Сам по себе Пермский край показывает положительную динамику развития по основным показателям. Но по сравнению с другими регионами, мы кардинально отстали, даже, можно сказать, стагнируем. Посмотрите на соседние регионы: Екатеринбург, Челябинск, не говоря уже о Казани. Попробуйте сейчас убедить кого-то, с учетом бурного развития в Екатеринбурге аэропорта «Кольцово», построить международный аэропорт в Перми и летать сюда - сделать это будет неимоверно сложно. А время на месте не стоит, и чем дольше мы будем «соображать», тем быстрее, так называемая инвестиционная привлекательность, переберется в другие регионы.
- Но в регионе, по утверждению властей, делается достаточно для повышения инвестиционной привлекательности. К примеру, разработаны программы поддержки малого бизнеса, действует инвестиционная льгота для крупных предприятий, проводится ежегодный экономический форум. Разве этого мало?
- Что касается программ поддержки и развития малого бизнеса - это общефедеральная тенденция. Регионы же на местах сами должны определять стратегически важные отрасли для развития малого бизнеса. И, если хотите, вести малый бизнес за руку, помогать ему в режиме ручного управления. Ведь очень много активных и целеустремленных людей в кризис обожглись на кредитах и залогах. Заставить их опять пойти на риск довольно непросто. Необходимо возвращать и интерес, и доверие.
Что касается экономического форума. Сама по себе идея хорошая. Но на данный момент мы должны честно сказать, что тратим бюджетные деньги на очередную игрушку. При том, что на форуме будет полтора-два человека, мы впоследствии будем стараться осветить в СМИ массовость мероприятия. Надо либо менять формат форума, либо вообще отказаться от него и придумать что-то новое.
То же самое с инвестиционной льготой. По-моему, это просто неработающий механизм. Суть проекта изначальна была в снижении ставки налога на прибыль. Это должно было дать толчок развитию бизнеса, привлечь в Пермский край инвесторов из других регионов. По результатам мы видим, что инвесторы в очередь к нам не выстраиваются, головные офисы ведущих компаний в Пермский край не переносят, скорее даже наоборот. Бюджет недополучает в год около 5 млрд. рублей, а это огромные деньги. Да за эти почти 5 лет на 25 млрд рублей можно было и новый мост через Каму построить, и театр оперы и балета реконструировать, и новое здание галереи с нуля возвести, и решить проблемы в здравоохранении. На мой взгляд, давно пора было свернуть этот эксперимент.
- Сегодня много говорят о модернизации производства. Но рабочий, стоящий у станка, хорошо понимает, что деньги с неба не падают. Необходимо искать инвесторов, тех, кто заинтересован и в развитии, и в модернизации производства. С Вашей точки зрения, как должна строиться работа в этом направлении?
- Для начала необходимо просто изменить отношение к инвестору. Не отказывать ему, ссылаясь на то, что мы «строим город» или ждем «москвичей», которых, к слову, так и не видно. Инвестор - явление редкое. Его надо беречь. Давайте честно признаемся, московские инвесторы придут к нам только в том случае, если здесь, в Пермском крае, они смогут получить прибыль больше, чем в столице. Сегодня это нереально. Поэтому не надо рассчитывать на москвичей. Надо внимательно относиться к нашим, пермским, инвесторам. Они способны привлечь сюда внешний капитал, в том числе и иностранный. Никто в здравом уме не пойдет в неизведанное место строить бизнес. Поэтому всегда ищут соинвесторов, и желательно местных. И вот здесь - огромное поле для работы министерства промышленности и правительства Пермского края. Каждый инвестор, пришедший в регион, должен получить внятные, всем понятные, законные условия для работы и уважение. В Пермском крае зачастую на инвесторов просто не обращают внимание.
К примеру, березниковский содовый завод месяц назад запустил новое производство тяжелой соды. По сути, создано новое предприятие. Стоимость проекта 50 млн. долларов. Все вопросы собственники решали самостоятельно: сами искали инвестиции, сами искали кредиты и залоги. В результате в Березниках не только сохранены рабочие места, но и созданы новые. Разве это не важно для региона, который считается промышленным? Я считаю, важно. На торжественное открытие нового производства приезжают солидные люди, среди них и бельгийцы, и поляки, и москвичи, и питерцы. Вот они, даже не потенциальные, а реальные инвесторы. И такое «высокое собрание» приветствует от исполнительной власти исполняющий обязанности министра. Мне было странно на это смотреть, думаю, мог и председатель правительства приехать или заместитель председателя.
- Юрий Львович, Березниковский содовый - это же часть Вашего бизнеса. Вы же сами сказали в начале нашего интервью, бизнесом управлять Вы не можете. Так в чьем же ведении теперь Ваш бизнес?
- Я уже 5 лет не являюсь собственником Березниковского содового завода, а на открытии был как гость. Теперь еще раз о бизнесе. Сегодня я как депутат Государственной Думы не могу управлять своим бизнесом, а задача любого нормального бизнесмена - управлять делами. Если ты по каким-либо причинам не можешь этого делать, то ты должен уступить место другому, передать бизнес более эффективному собственнику.
Есть бизнес, который требует того, чтобы собственник принимал решения каждый день, каждый час. Держал руку на пульсе. К таким бизнес-проектам я отношу строительство коммерческой недвижимости и управление предприятиями промышленного плана, которые зашли в кризис с незаконченными инвестиционными проектами. Часть именно такого бизнеса я продал или собираюсь продать в ближайшее время, я из таких проектов вышел. В более стабильных, но, к сожалению, и менее доходных бизнес-проектах, таких как жилищное строительство, я увеличил свою долю участия как собственник, но не участвую непосредственно в управлении, которое передал менеджерам. Каждый бизнесмен должен подходить ответственно к тому, чем занимается. Он должен управлять делами так, чтобы, перефразируя известную цитату, не было мучительно больно за годы некомпетентного управления. В любом бизнесе мы просто временные управляющие, мы с собой на тот свет ничего не заберем. И если ты по каким-то причинам не можешь руководить бизнесом, ты должен его уступить и продать более эффективному собственнику.
- Расстаетесь с бизнес-проектами без сожаления?
- С одной стороны, жаль, конечно. С другой - те деньги, которые я получаю за выход из определенных бизнес-проектов, не являются деньгами, которые нужны лично мне. Основные житейские проблемы у меня решены. Возможно, в будущем появятся новые проекты. Делать с нуля всегда интересно. Как будет дальше - посмотрим, не исключено, что придется выбирать между политикой и бизнесом. Но пока все так, как я Вам объяснил.
- Последний экономический вопрос. На Ваш взгляд, когда было интересней и сложнее работать: в 90-ых или сегодня?
- Работать сложно всегда, если действительно работать. За мою бизнес-практику было два кризисных явления - дефолт девяностых и то, что мы называем мировым финансовым кризисом. В обоих случаях присутствовал интерес решения возникших проблем. Многие предприятия, еще вчера приносящие прибыль, сегодня оказались в сложном положении. Например, в сфере строительства мы, наверное, вернулись к тому, с чего начали. Я прекрасно помню то время, когда мы строили только для того, чтобы иметь необходимые оборотные активы. В общем, и тогда было, если можно так сказать, весело. Да и сейчас нескучно тоже.
- Юрий Львович, сугубо политический вопрос, как Вы относитесь к демаршу депутатов городской Думы, который на днях случился в Кудымкаре?
- Вы имеете ввиду заявление 7-ми депутатов Кудымкарской городской Думы о сложении с себя полномочий? Определять механизм выборов главы города - дело жителей каждого конкретного города. Навязывать маленькому Кудымкару решение, которое может пройти в таком большом городе, как Пермь, неправильно. Кудымкар в десятки раз меньше Перми. И жить там, мягко скажем, трудно. Если в столице Прикамья все-таки есть развитие, есть улучшения, в конце концов в городском бюджете денег больше, то в Кудымкаре все проблемы обостряются многократно. Противоречия здесь воспринимаются острее. Поэтому если в «миллионной» Перми вопрос об отмене прямых выборах главы города был нивелирован, то в Кудымкаре вызвал бурную реакцию.
Кроме того, Коми-округ все еще остается особым районом края, с некоторой долей социальной напряженности. При присоединении жителям округа обещали построить дороги, театр, газопровод и многое другое. По строительству дорог на сегодня ситуация такая, что построен лишь один мост и то за федеральные деньги. Все, на этом строительство дорог здесь закончилось. В газопровод Очер-Кудымкар-Купрос вложили 1,2 млрд рублей федеральных средств, но газ, обещанный в 2007 году, до сих пор в поселок Купрос «не пришел». И краевые власти как-то об этом молчат, и министерство промышленности никаких совещаний по этому поводу не проводит. А по театру история совсем печальная. Конечно, люди в такой ситуации к любым обещаниям властей относятся, мягко сказать, настороженно. Так что решение выбирать главу города на прямых выборах - нормальная реакция жителей, они хотят сами контролировать свою исполнительную власть и открыто об этом говорят. В небольшом городе, где все друг друга знают, замолчать проблему или исказить ее нельзя. Поэтому поступок кудымкарских депутатов понятен, слава Богу, что в Кудымкаре есть люди, которые занимают честную позицию.
//
PRM.RU