Еще одна распространенная коллекторская история - звонки по чужим долгам и звонки посторонним людям, не имеющим задолженности перед банком (коллекторским агентством). Вот тут недавно
cosharel жаловалась на преследования и просила советов. На практике ситуация выглядит так: некто (ваш коллега, родственник, знакомый или неизвестный вам субъект) должен денег банку (коллекторам), не выходит с ними на связь, а банк (коллектор) названивает по вопросу долга вам. Обычно звонки поступают с просьбой передать заемщику информцию о долге или сообщить о его местонахождении, новых контактных данных и т.п. Давайте разбираться, как с такими звонками жить, бороться и побеждать.
Для начала отделим твердого Андрея Шаккара от мягкого, твердый шанкр от мягкого. Речь в посте пойдет только и исключительно о людях, которые ничего и никому не должны в смысле кредитов. Если вас в здравом уме и твердой памяти угораздило стать официальным поручителем по кредиту, а прямой заемщик сбежал с деньгами банка в Гондурас, то извините. Также извините, если вы официально вступили в наследство по имуществу заемщика, т.к. обязанности по непогашенным кредитам в таком случае передаются наследнику. И еще мы не рассматриваем ситуацию "серых" долгов и ваших кредитных взаимоотношений с братьями Алиевыми, которые держат кафе "Бегония" на Филях.
Как ваш номер рабочего / мобильного / домашнего телефона мог попасть к коллекторам?
При заполнении заявки на получение кредита банк просит потенциального заемщика указать помимо своего контактного мобильного / рабочего номера телефона еще и дополнительные номера для связи. Это логично и понятно. Мало ли что может произойти. Заемщики в качестве таких номеров нередко указывают номера родственников, знакомых, друзей, коллег. Никто из ваших собутыльников последнее время кредиты не брал? А Машка из бухгалтерии? Та, которая вам нежно подмигивает при встрече у кулера? Точно не брала? Ну, ладно, спите пока спокойно.
Также заемщики нередко указывают в качестве дополнительных номера, взятые от балды. Вы думаете, что банковские клерки прозванивают все указанные заемщиком в анкете телефоны? Хуюшки. Последний год может и начали это делать, а вот в докризисный период раздачи кредитов налево-направо такими проверками никто и не заморачивался.
Ваш номер может попасть в коллекторскую базу еще и в ходе оперативно-розыскных мероприятий, которые банки (коллекторы) проводят в отношении проблемных заемщиков, которые долгое время не платят по кредиту и упорно не выходят на связь. Законность таких ОРМ в части использования информации из социальных сетей, баз данных операторов сотовой связи, МГТС и прочих оставим за скобками данного поста, но факт остается фактом. Взыскатели нередко находят домашние номера соседей заемщика по дому, мобильники коллег, неуказанные в анкете при оформлении кредита и т.п.
Наконец, еще один вариант, случается, когда вы покупаете новую сим-карту в телефон, номер по которой ранее принадлежал проблемному заемщику, или въезжаете в новую квартиру с уже установленным и имеющим историю номером домашнего телефона. Предыдущий владелец или арендатор жилья должен при этом банку (-ам) денег.
Итак, вы попадали под обзон относительно чужих долгов. Что делать, какие тактики и стратегии использовать? Выбирайте на свой вкус
...но помните, что по чужим долгам вам ничего не грозит, кроме потраченного времени и нервов.
Оборвать контакты
Сменить сим-карту, а в случае звонков на домашний номер, обратиться к оператору и сменить его тоже. Если номер сменить невозможно, использовать "антиколлекторские" программы, отсекающие звонки по накапливаемой и обновляемой базе коллекторов или настройки телефона вроде "не принимать вызовы с номеров, которые не указаны в списке контактов".
Попробовать объясниться
Рассказать оператору банка (коллекторской службы), что Иван Иваныча Иванова, который прокинул банк на деньги, вы не знаете, либо не поддерживаете с ним никакой связи. Как вариант, можно внимательно выслушать коллектора и действительно сходить к Машке из бухгалтерии и передать ей, что кредит каг бе надо погасить. А потом сходить еще раз и еще, и еще. Практически позиция вечного передаста бесперспективна, ибо Машка уже уволилась, а взыскатели, будучи биороботами, действуют в рамках инсталированной в их мозг методичики, которая гласит, что собеседник на том конце трубки врет в 99,99% случаев, а раз напрямую до должника дозвониться не получается, надо бесперебойно долбиться по другим доступным номерам.
Игнорировать звонки
Раз за разом объяснять звонящим, что вы не тот человек, который им нужен или, что вы никакой связи с проблемным заемщиком не имеете. Если долг невелик, то взыскатели могут и отстать через некоторое время.
Троллить и пранковать
Можете вести регулярные и продолжительные беседы со звонящими взыскателями, доводя до них подробности ваших интимных отношений с их мамами. Записи стоит выкладывать на Youtube. Вопрос, кому надоест первым. Коллекторы в большинстве своем уже приучены как собачки к регулярным посылам нахуй и не обладают сколь-либо значимым чувством собственного достоинства, которое можно было бы задеть в какой-либо серьезной мере. Более того, автору известны случаи, когда начинающие пранкеры заболевали стокгольмским синдромом, бросали свою успешную работу блоггира, дизайнера интерьеров, копирайтера, продавца мобильных телефонов и устраивались оператором в коллекторское агентство. Стоит быть настороже.
Воззвать к высшим силам
Если вам повезло быть сотрудником действительно крупной корпорации или просто серьезной конторы, то о проблеме беспокоящих звонков стоит информировать своего непосредственного начальника и местные службы общей и информационной безопасности. Как правило, проблема решается достаточно оперативно.
Пожаловаться на banki.ru
Жалобу стоит писать в разделе "Отзывы о банках". Пишите аргументированно, указав в скрытых полях для проверки отзыва, свои контактные данные, номера, с которых вам поступают звонки и иную идентифицирующую информацию. Это работает.
Документированно пожаловаться
1. Документированно жаловаться следует для начала в организацию, которая вам названивает, т.е. в банк или конкретное коллекторское агентство. Жаловаться можно по номеру телефона, форме обратной связи на сайте организации, заказным письмом с уведомлением (лучший вариант, т.к. у вас появится вещественное доказательство для жалоб на другом уровне). Образцы жалоб, в которых содержатся отсылки на нужные статьи ФЗ "О персональных данных" можно нагуглить. Если банк (коллектор) говорит, что ваш номер должник указал как номер для связи и подозревает в вас того самого должника (да, они там все биороботы-идиоты), обзаведитесь заверенной у оператора связи копией договора, в которой будет написано, что вы - это вы, а номер принадлежит вам, а не проблемному заемщику Ивану Иванову.
2. Документированно жаловаться в Роскомнадзор. К жалобе прилагается: скан-копия вашего договора с оператором сотовой связи, записи надоедливых звонков, детализация поступивших к вам звонков (желательно "свежих" - до 7-10 дней), информация о том, как и когда вы обращались к звонящей организации с просьбой прекратить балаган (в предыдущем пункте - про заказное письмо с уведомлением). И, разумеется, в жалобе указывете ваши персональные и контактные данные. Жалобу разумно направлять через электронную форму на сайте вашего территориального отделения РКН.
3. Документированно жаловаться в полицию и прокуратуру. Первая жалоба имеет смысл, если взыскатели натурально начинают выбивать с вас чужие долги, угрожают жизни и здоровью, обещают (или присылают) выездную группу вышибал, т.е. в тех случаях, когда звонки перешли в конкретные противоправные действия. Такое бывает, но нечасто. В прокуратуру стоит идти по вопросам нарушения законности в действиях организации, в т.ч. РКН, если он вам так и не помог. В жалобе указывайте, кто, как и почему, не имея никаких правовых оснований, вмешивается в вашу жизнь и не реагирует на обращения. Здесь пойдут в дело и названия организаций, и записи разговоров, и копии, отправленных вами документов, и иные доказательства того, что вы пытались решить проблему, но вас проигнорировали в нарушение закона.
Идти в суд
Это крайняя мера для тех случаев, когда никакие иные ваши действия не увенчались успехом. Конкретных рекомендаций дать не могу, за ними лучше обратиться к квалифицированным юристам.