Закончились гастроли Béjart Ballet Lausanne. Сегодня прошло последнее представление «Весны священной» на Новой сцене. Роль Избранницы все четыре вечера танцевала Катерина Шалкина. В коротком разговоре после спектакля выяснилось, что Катерина уже выступала в Большом театре - 12 лет назад на Международном конкурсе артистов балета и хореографов.
- Мне сразу показалась ваша фамилия знакомой, но я не могла вспомнить, откуда. Ну, конечно же - тот самый Московский конкурс, на котором было много артистов из Украины, и многие из них удостоились высших премий.
- Да, я приезжала в Москву в 2001. Незабываемые впечатления - это было на исторической сцене. Я продержалась все три тура. Но тот год, вообще, оказался поворотным в моей карьере. Я поехала в Швейцарию на конкурс Prix de Lausanne, ничего, правда, там не получила, но от Азария Плисецкого узнала, что будет смотр в бежаровскую школу «Рудра». На класс с педагогом Мишелем Гаскаром пришли 300 девочек, которые хотели попасть в «Рудру». Отобрали троих и отправили на последний отборочный тур к самому Бежару. Так я оказалась связанной с Béjart Ballet Lausanne.
- Но у вас за плечами уже была учеба в Киевском балетном училище и классические партии в Национальном театре Украины. Уйти к Бежару означало расстаться с классикой?
- Та работа на Украине тоже могла быть хорошим вариантом, но мне сразу так подошел бежаровский стиль. Уже двенадцать лет я в Лозанне и продолжаю удивляться разнообразию репертуара нашей компании. Почти все балеты Бежара живы, Жиль Роман постоянно ставит что-то новое. Очень здесь интересно.
- Вы сразу попали в лидеры? Или пришлось двигаться от кордебалета к солистке?
- В нашей труппе нет официального деления на кордебалет, солистов, премьеров. Есть лидеры, которым доверяют сольные партии. Мне повезло - Морис сам доверил мне станцевать Избранницу. Это была моя первая большая роль, за ней последовали другие. Но у нас есть движение в труппе - к некоторым ролям я уже не возвращаюсь, как бы переросла их, зато новички «входят» через них в бежаровский стиль.
- Например?
Я довольно много танцевала в «Жар-птице», там роль такая сочная, характерная - мы были девушки-партизаны, сейчас Жиль Роман хочет, чтобы я больше выходила в лирических партиях. Хотя, конечно, любые повороты еще возможны.
- А разве Избранница - одна из лирических партий? Вы, наверное, храните секреты роли, которые вам передал лично Бежар?
- Избранница - да, конечно не чистая лирика. Это слепая девушка, которая даже моргать не может. Бежар требовал, чтобы мы танцевали, а зритель с галерки видел, что у девушки неподвижное лицо.
- Возвращаясь к лидерам труппы. Кто еще, кроме вас и Элизабет Рос, регулярно танцует ведущие роли?
- Они и в Москве выступали - это высокий блондин, француз Жюльен Фавро, мы с ним привозили в ГКД дуэт из «Ромео и Юлии» Берлиоза, если вы помните, и жгучий брюнет, колумбиец Оскар Шакон, на этих гастролях он танцует Избранника. Но есть и начинающие лидеры - как без этого.
- Расскажите о судьбе «Ромео и Юлии» Бежара. Для нас этот спектакль навсегда сросся с именами Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Он еще в репертуаре?
- Екатерина Сергеевна всегда была моим кумиром, и сейчас, выходя на сцену, я помню, что это в театре, где танцевала она. А «Ромео», увы, давно не в репертуаре. Бежар сам почему-то его много лет не восстанавливал. «Ромео» давно присутствует в репертуаре только в виде этого па-де-де, которое и исполняется-то редко.
- После спектакля в кулисе вы передали вашему партнеру по «Весне» Оскару Шакону какое-то колечко? Это что - ритуал?
- В какой-то степени - ритуал. Оскар - мой муж, мы двенадцать лет вместе танцуем у Бежара, а этой зимой поженились. На время спектакля мы снимаем кольца - Избраннику и Избраннице они не положены - а потом срочно надеваем…
Беседовала Екатерина Беляева