Originally posted by
ecmoru at
Хор исполнителей арии дона Базилио. Левитинизация интернета "Помните, что тайное не просто станет явным,
а принесет колоссальный обратный эффект" (агентство «СС»)
Движение в защиту Химкинского леса впервые заявило о себе весной 2007 года. Однако пик противостояния пришелся на лето 2010-го, когда, несмотря на многочисленные протесты и отсутствие разрешительной документации, в лесу начали рубить просеку, а инициативная группа начала активно сопротивляться вырубке. Сообщения о беспределе, творимом на месте проведения работ, запестрили в блогах и газетах, заполнили экраны телевизоров, зазвучали на радио.
И примерно в это же время, точнее, месяцем раньше, в середине июня, появилась первая волна массовых комментариев в «Живом журнале» в поддержку строительства трассы «Москва - Санкт-Петербург». Возможно, поначалу, это мало кого смутило - ведь вокруг каждой «горячей темы» мнения поляризуются, сторонники и противники готовы спорить часами и даже сутками, «потому что нельзя, чтобы в Интернете кто-нибудь был неправ».
Однако ряд признаков указывал на то, что что-то нечисто с некоторыми виртуальными «сторонниками трассы». Создавалось впечатление, что некто специально мониторит ЖЖ и пишет комментарии к постам, где упоминаются ключевые слова «химкинский лес», «чирикова».
Блоггер под ником
lepestriny заинтересовался этим феноменом и решил его исследовать подробнее. За полгода им был составлен список из более чем 50 аккаунтов (каждый из которых пришлось проверять вручную во избежание ошибочного причисления к списку ботов реальных, живых людей, высказывающих альтернативную точку зрения).
lepestriny обратил внимание, что с комментариями про Химкинский лес «блогунишка всерьез проявился после отправки вопроса о трассе в Кремль. После налета антифашистов в Химках».
Проанализировав источники, исследователь пришел к выводу: псевдожурналы создавались одномоментно, в несколько приемов, блоками по нескольку штук, имеют общие признаки в оформлении, стилистике заполнения, просмотр IP показал, что они ведутся с пересекающихся, повторяющихся адресов.
lepestriny : «За полгода эта сволочь распоясалась совершенно, рассчитывая на невнимательность и лень юзеров... А, с другой стороны, это "расследование" укрепило мою веру в здравомыслие людей, ведь среди живых почти нет сторонников уничтожения лесов. Только редкие психи и наци-неадекваты».
На составление такого списка ушло несколько месяцев. Четкой системы в комментировании ботами (будем условно называть ботами эти самые «липовые» аккаунты, несмотря на то, что слово «бот» имеет несколько иное значение) чужих постов замечено не было: иногда с подозрительных аккаунтов по ключевому запросу мог быть отправлен один комментарий в день, иногда два-три, иногда - больше, от лица разных ботов. Если комментарий спамера не был проигнорирован владельцем или гостями журнала, бот мог ответить, а мог и промолчать. Иногда происходила имитация беседы ботов между собой.
Все перечисленные аккаунты имели выраженные общие признаки.
1. Сходное тематическое содержание комментариев. Помимо уже упомянутых ключевых слов, в период, предшествовавший назначению мэра города Москвы,
боты активно реагировали на упоминание «Минтранса» и «Левитина» (напомним, что кандидатура Левитина в качестве столичного градоначальника рассматривалась наравне с Собяниным). В этот период тематика комментариев дала крен в сторону противостояния Собянин/Левитин: появились мутные посты против Собянина, дорога в Санкт-Петербург почти не упоминалась, но про Химкинский лес - в той или иной форме - стабильно выдвигался аргумент "не нужен". Более ранние по времени (до июня 2010 года) комментарии тех же псевдоблогеров содержали откровенный спам: клоны рекламировали лекарства, авиабилеты, венчурный бизнес и услуги различных телефонных и интернет сервисов (
например, "Комстар" ).
Часть клонов из списка была замечена в комментариях к постам о сносе исторических зданий в Москве. В этой теме они оставляли более эмоциональные комментарии. Схема действий та же, что и с Химкинским лесом - одобрение уничтожения исторических памятников, распространение негатива о протестных группах, попытки опорочить объединение "Архнадзор" и отдельных активистов.
Клоны "поддерживали" реконструкцию Детского Мира, Геликон-оперы и стройку в Козихинском переулке.
2. Стилистические и грамматические особенности, однотипность аргументации. По некоторым косвенным признакам можно было предположить, что комментарии постит один и тот же человек. На это указывала единая стилистика, уровень грамотности, словарный запас, аргументация и контент псевдоблогов. Наблюдались идентичные грамматические ошибки и обороты речи.
Комментарии рассылались группами, использовалась общая база "аргументов", смена "аргументов" происходила скоординированно. Например, если сегодня у «ботов» модно поднимать тему необходимости строительства дороги «как можно скорее» по причине транспортных проблем, то завтра они уже рассказывали о якобы политических амбициях главной защитницы Химкинского леса, послезавтра - пытались уличить защитников леса во лжи - с вариативными формулировками, но придерживаясь заданной темы и с узнаваемыми интонациями.
Некоторые аккаунты были закрыты от поисковиков, но они все равно легко находились по тупому, равнодушному стилю, типичности "аргументов", ограниченному словарному запасу и одинаковым «ашипкам». Боты истово паслись в журналах популярных блогеров - долбо...ба, канделаки и фрицморгена, таким образом они набирали рейтинг для своих аккаунтов.
3. Активность фальшивых аккаунтов совпадала по временным периодам. Например, с утра, как правило, боты не активничали, а после обеда начинали проявляться - по ключевым запросам поисковик находил их комментарии, оставленные с разных аккаунтов с периодом в 1-2 минуты. В выходные и праздники толпа ботов «отдыхала», а с началом рабочей недели их комментарии снова массово появлялись в журналах.
4. Год создания подавляющего большинства журналов из списка - 2008-й. Интересно, почему? С какой целью тогда их было заводить? Возникло предположение, что это могло быть как-то связано с доступом к «спящим» журналам. Если блог два года не ведется, то он поступает в продажу. Меняется владелец, но дата создания остается прежняя. Именно такой была первая пришедшая на ум версия, объясняющая период создания журналов. Но, как выяснилось позже, есть и более логичное объяснение.
Убедиться в вышесказанном просто, для этого достаточно зайти в профайлы клонов из «черного списка» (речь о котором пойдет ниже), один за другим, и сравнить стиль, время создания, содержание. Потом можно набрать в поисковике "в поиске по блогам в комментариям" «author="никнейм клона" Чирикова (или химкинский лес, или архнадзор)» - и выпадают все комментарии клона с упоминанием ключевых слов.
А вот искать ботов было труднее, потому что исследователю приходилось самому читать все комментарии по «горячей теме» теме за день. И плюс к тому - проверять все комментарии выявленных клонов, потому что они часто комментировали друг друга - это им было нужно для поддержания рейтингов.
Публикация списка ботов
В ноябре 2010 года lepestriny опубликовал «
Список троллей, нанятых писать комментарии за прокладку трассы через химкинский лес».
Практически в то же время тем же самым вопросом
озаботился в своем журнале и блоггер plutovstvo007. Его сомнения были связаны с активным продвижением кандидатуры министра транспорта Левитина на пост мэра Москвы: «Сегодня Ъ-"Деньги" публикует довольно забавный текст Артура Вельфа. … Из этого забавного текста становится понятно:
- кому заказывали пиар Левитина в блогах в период выбора "Собянин или Левитин"
- кто наводит хомячков на проект "Навальный".
- зачем Маша Дрокова покинула движение "Наши".
Месяцем раньше в том же журнале уже была попытка проанализировать ситуацию «
Пиар за Левитина. Краткий разбор полетов»
Выдержка из
статьи в "КоммерсантЪ-Деньги": «Если зайти на сайты популярных общественно-политических СМИ и посмотреть комментарии к публикуемым там статьям, то может создаться впечатление, что некоторые граждане днюют там и ночуют. Количество таких энтузиастов и времени, которое требует такая активность, наводит на мысль, что ребята, скорее всего, получают за это зарплату. Одни комментаторы гневно осуждают "кровавый чекистский режим", другие яростно доказывают, что все, кто не согласен с курсом Путина - Медведева, находятся на финансировании у "вашингтонского обкома". С помощью "срача в комментариях" политические активисты пытаются создать у читателей впечатление, что общественность поддерживает либо осуждает точку зрения автора статьи. Так они надеются перетянуть еще не определившегося читателя на ту или иную сторону».
Видимо, догадка блогера
plutovstvo007 и список
lepestriny вывели «агента влияния» на грань провала. В результате в течение нескольких дней спамер подзабросил старую армию клонов и спешно подключил новую: массовые однотипные комментарии стали появляться от лица других, ранее не попадавших в поле зрение, аккаунтов. Авторский стиль сохранился, правда, комментарии стали более эмоциональными.
Очередная, более свежая порция ботов была заведена уже не в 2008 году, а несколько позже. Но в их профайлах наблюдательный читатель мог заметить общие черты.
Список
lepestriny стал дополняться новыми никами, в поисках подозрительных аккаунтов исследователю начали помогать другие блоггеры, ссылкой на список ботов бдительные юзеры стали снабжать всех своих френдов.
lepestriny : Да, предупреждали же его, что ему придется побегать... Я нашел и множество "нулевых" аккуантов, которые пока не трогаю. Свой платный блог администраторлж он резко перекинул на прославление Чубайса. Новый заказ взял. Угарный хлопец. Клоны защищают префекта ЦАО, выступают за уничтожение старых зданий вообще, «развитие инфраструктуры Москвы». Очерняют «Архнадзор» как главного противника. Т.е. это не застройщики, а снова - политика дезинформации населения, как и в лесном вопросе. Либо местная власть, либо чиновники профильного министерства, либо едросы-нашисты-румолы. В любом случае - оплата из госбюджета! Показательно и то, что нанимается наш знакомый, убогий имитатор, рекламирующий таблетки, авиабилеты и комстаровские услуги, вместо организации действительно массовой компании в блогосфере. Значит, большая часть денег на пиар-компанию уже украдена, как обычно. Он массой давит. Однообразно и тупо, зато почти везде.
Выдержка из газеты «КоммерсантЪ»: «Но, если надо действовать тоньше, к примеру откорректировать обсуждение в сети, можно прибегнуть к помощи платных блогеров («хомячков» на интернет-сленге), которые под однодневными аккаунтами оставляют сотни комментариев, рассчитывая своей массовостью убедить сторонних читателей. «Расчет на то, что нормальный человек должен подумать: ну не может же столько людей ошибаться!» - рассказал бывший блог-спамер, проработавший около полугода в одной из крупных пиар-компаний. «Формально «хомяков» в штате было четверо, но если появлялось сразу много тем, то подключались еще сотрудники, когда нас было 12, мы уже могли покрыть почти весь ЖЖ. Но наша уязвимость в том, что мы могли лишь работать как фон. То есть могли лишь не дать снизиться общей температуре по больнице», - рассказывает он».
Деятельность спамера потихоньку продолжалась, и к апрелю 2011 года на него
обратил внимание популярный блогер sholademi: «Обратил внимание на то, что в последнюю неделю против доктора Леонида Рошаля в блогах, похоже, идет какая-то спланированная компания по очернению. Причем идиотскими методами. К примеру, 20 апреля Маша Гайдар написала у себя пост про его конфликт с Минздравом и Голиковой. На ее пост я наткнулся по Яндекс-блог-поиску в пятницу 22 апреля. Забил фамилию Рошаль. Вместе с несколькими нормальными живыми журналами ссылку на пост
m_gaidar также дало более трех десятков ботов (вычислял их в ленте по отсутствию комментов)».
Все более актуальным становился вопрос: что же делать дальше? Боты плодятся и резвятся в каментах, список пополняется и уже перевалил за сотню… Кто заказчик и кто исполнитель всей этой мистерии?
Предположительно, на пиар-агентство, выполняющее заказ по очернению кампании в защиту Химкинского леса и деятельности «Архнадзора» может указать полный список клиентов, в том числе - коммерческих компаний. Для этого нужно было проанализировать тематику комментариев, оставляемых ботами из «черного списка
lepestriny ». «Авианова», «Комстар», "Роструд", левитра, «Мегафон», «Роснано», поющий Президент, «Нокиа», Чубайс, «Российская венчурная компания»…
По крайней мере одно из попавших в поле зрения исследователя агентств удовлетворяло заданным условиям. Мы не можем с уверенностью утверждать, что именно это агентство выступало в качестве подрядчика на травлю гражданских активистов. Тем не менее на примере работы этого агентства можно изучить методы организации информационной войны в блогосфере.
«Высокая миссия» агентства «СС»
Предположения в отношении агентства, которое могло бы быть организатором "хорового пения" во славу автотрассы,
lepestriny высказал у себя в журнале: «
СС»
Познакомимся внимательнее с принципами его работы.
Итак,
агентство «Социальные сети», Social Networks Agency (далее для краткости мы будем называть его «СС»).
Оно входит в холдинг один из крупнейших коммуникационных холдингов Восточной Европы - AGT Communications Group (этот холдинг, в свете поднятой темы, интересен сам по себе, но в данной статье мы не будем отвлекаться: любой желающий может прочесть текст по ссылке "
Кто продвигает чиновников").
Посмотрите на список клиентов и описание услуг агентства «СС». Обратите внимание на дату создания этой компании, она совпадает с периодом регистрации первой порции блоггеров из «черного списка».
lepestriny : «Уже более двух лет длится трудовой подвиг фальшивого блогера-наемника. Что совпадает и со временем создания компании "СС", и со временем регистрации поддельных ранних аккаунтов. Конечно, все это не доказательства, а лишь вероятностная оценка. В свете особого интереса клонов к "химкинскому лесу" и "Евгении Чириковой" интересно то, что собственно фигурантов дела "минтранса/автодора" в списке клиентов нет, но есть "администрация президента" и "Аэрофлот"».
Разумно, конечно, представить, что заказчик «черного пиара», направленного против Химкинского леса, «Архнадзора» пожелал остаться неизвестным и не попал в опубликованный список, даже если исполнителем выступало именно это агентство. Пусть читатель сам пофантазирует, "сколько это стоит и кому это выгодно".
Зато на примере именно этой компании мы можем узнать, чем и как она занимается.
На страничке описания услуг подробно поясняется специализация агентства. Помимо чисто исследовательских аналитических заданий компания разрабатывает «предложения по стратегическому информационному и организационному воздействию», а также выполняет заказы на «ежедневное (при необходимости, круглосуточное) участие в дискуссиях в блог-системах, социальных сетях, на форумах, тематических сайтах по заданной Заказчиком тематике».
Специалисты агентства не стесняются рассказывать о своих технологиях публично: «Мы располагаем собственным штатом профессиональных трендсеттеров, позволяющим одновременно участвовать в нескольких десятках дискуссий. У нас существуют эксклюзивные отношения с десятками авторитетных блоггеров». Помимо этого агентство предлагает «создание оригинального «вирусного» мультимедиа-контента, адаптированного для интернета или стилизованного под "творчество масс". "Посев" мультимедиа-контента на видеохостингах (Youtube, Rutube), в коммуникационной сети «ВКонтакте», в блогосфере, на развлекательных и тематических площадках».
«Кто виноват?» и «Что делать?»
Высказанные в статье предположения остаются только предположениями, рассуждениями, способными описать гипотезу «кто и зачем занимается травлей гражданских активистов в блогосфере». С большой долей вероятности можно утверждать, что агентство «СС» не уникально, что в рунете найдется немало компаний, готовых брать на себя работу по прославлению заказчика и очернению его оппонентов и конкурентов. Представленный текст - это попытка выявить механизмы целенаправленного формирования общественного мнения в блогосфере и проиллюстрировать их работу.
Даже если данная статья не станет для читателя убедительным ответом на вопрос «Кто виноват?», из нее можно почерпнуть ответ на вопрос «Что делать?»
Что делать? Вырабатывать собственное мнение по актуальным вопросам. Не довольствоваться готовыми формулировками, сопоставлять аргументацию, активность разных СМИ и Интернет-пользователей. А главное - научиться ставить себя на место другого. «Если бы я хотел защитить лес или спасти старинное здание от сноса, то что бы я сделал? И что сделали бы мои противники, если бы хотели мне помешать?» Знание основ психодрамы многое расставляет на свои места.
Левитинизация интернета
Эта статья была написана несколько месяцев назад. Спамер продолжает свою работу, периодически меняя стратегию.
Недавно в сети появился не связанный с темой Химкинского леса сатирический видеоролик про отмену нескольких чартерных рейсов Минтрансом. Политолог Павел Данилин
поделился своими наблюдениями, связанными с комментариями к этому ролику, на страницах «Новой газеты»:
«Но что действительно забавно, так это комментарии к видео. Интересная тенденция: они довольно четко подразделяются на два типа. Первый из них - обычный для Интернета стеб, «ржунимагу», «зачот» и цитаты из фюрера же (отрицательные отзывы тоже в наличии, но их форма, к сожалению, не позволяет им быть здесь процитированными). Второй тип комментариев заставляет невольно задуматься - нечто безлико-серое, однообразное, с общим посылом: «скучно» - «неинтересно» - «глупость какая», и с явным послевкусием того, что пишут их не обычные пользователи. Много ли встречается на просторах Интернета «гладких» отзывов, повторенных по нескольку раз? При этом абсолютно «никаких», без эмоций и обычных в таких ситуациях подколов? Комментарии эти оставляют под аккаунтами, созданными чуть ли не в один день, и тоже относительно недавно. Идут они дружной волной, словно по приказу, отстаивая право Минтранса поступать так, как там посчитают нужным.
Кстати, эти же пользователи в едином порыве комментируют другой ролик, где расхваливаются Минтранс и его начальник, господин Левитин, за те хорошие дороги, которые строятся на бюджетные деньги. И тут, простите за праздное любопытство, возникает логичный, в общем-то, вопрос: а из каких денег были оплачены все эти однотипные комментарии? Не из бюджетных ли средств? Или, может, существует какая-нибудь более хитрая схема? Или чиновники получили домашнее задание: приди, мол, домой, зарегистрируйся и оставь четыре фразы здесь и две там (можно наоборот). И получи в итоге ежеквартальную премию.
Господа чиновники (или пиарщики)! Если уж вы получаете подобное задание, то подходите к нему творчески. Поживее, как-нибудь, чтобы хоть читать можно было и не появлялись неудобные вопросы. А то, знаете ли, в Интернете есть слово «пичалька». Означает нечто пусть несмертельное, но довольно неприятное. Как и все вот эти откровенные попытки псевдополитического спама. Они же на самом деле наносят ущерб тем, кого призваны защищать. Пичалька.
…Возможно, конечно, что все это случайное совпадение. Просто существует в Интернете группа фанатов Минтранса. О вкусах же не спорят, кто-то от Мадонны фанатеет, кто-то от Левитина. И эти люди искренне верят, что все там хорошо, и дороги строят хорошие, и средства расходуют строго по назначению, и отменяют что-то только тогда, когда это действительно необходимо. Ну что ж - блажен, кто верует… "