Как могу я всех других
Ненавидеть, презирать
Если сам себе противен
В глубине души? (самурайская лирика)
Люди чаще пишут книги про то, как готовить, чем про то, как не готовить и про то, как работать, чем про то, как не работать. А между тем, есть те, кто не готовит (вот, например, я) или не работает (это я эпизодически). Многое множество книг написано про то, как прожить с кем-то вместе бурный и страстный роман или долгую счастливую жизнь. И мало - про то, как прожить - нет, не одному. Как прожить с самим собой.
В "Лабиринте" На "Озоне"В самом начале книги автор несколько заигрывает с целевой аудиторией, сообщая, что тем, кто настроен обзавестись прочными и счастливыми отношениями книга тоже пригодится, и еще как! Ведь она научит вас как стать интересной личностью, найти и развить свою уникальность, преуспеть в умении прислушиваться к себе и выбирать именно то занятие, которое лучше всего вам подходит. В этом плане "Искусство не быть вдвоем" - типичная книжка по саморазвитию. Но все-таки - не совсем типичная.
"Искусство не быть вдвоем" - очень подходящее название для этой книги. Потому что она не про жизнь в одиночестве. Она про жизнь с собой. Это ведь, порой, так же сложно, как жить с кем-то. Но с кем-то другим можно развестись, разъехаться, запереться в ванной и поплакать, даже прикончить его, в крайнем случае. А от самого себя и в ванной-то запираться бесполезно. Вывод один - надо учиться жить с собой.
В самом начале книги автор приводит нам довод, не новый, но вечно актуальный: "если вы не можете быть интересны сами себе, как вы будете интересны кому-то еще?" И действительно, если человеку скучно и тоскливо с самим собой, почему с ним будет весело кому-то другому? Существуют, конечно, люди-праздники, но всякий опытный пользователь таких господ знает, что обаяние их не постоянно. Оно выплескивается щедрым потоком на вечеринках и в гостях, а в быту они точно такие же, как и все, даже может быть, более нелюдимые и замкнутые. Эрни Зелински знает о холостой жизни многое - в конце концов, он и сам закоренелый холостяк. И своим опытом, подкрепленным большим запасом бизнес-тренерских навыков, он и пользуется в своей книге.
Во-первых, пишет Зелински как угодно, только не скучно. Не все его идеи оригинальны, многие почерпнуты из других книг по саморазвитию (например, идея "дня художника" - это то же самое "творческое свидание" из
"Пути художника" Джулии Кэмерон), но все изложено без излишнего сухарства, а чтобы легче проскакивало - снабжено веселенькими врезками цитат из известных (автору, возможно, не нам) людей. Какие-то цитаты действительно остроумные, какие-то - довольно вздорные, на мой взгляд, но в любом случае, они выполняют свою задачу - разбивают текст, делают его легче и занятней. Во-вторых, он пишет о вещах, действительно актуальных, подбирая проверенные рецепты и действующие схемы. Как не произвести впечатления зануды в компании, чем заняться, когда заняться нечем, как научиться по-настоящему ценить время, проводимое наедине с собой. И, кстати, как понять, может ли у вас "сложиться" с приятным новым знакомым или нет.
Наверное, счастливым интровертам, которые никогда не скучали в компании собственного я все это не нужно. Но для тех, кто попал в ситуацию отсутствия отношений не так давно и еще не умеет ее как следует готовить, или напротив, склонен в одиночестве погружаться в пучины тоски и уныния - просто клад.
В общем и целом "Искусство не быть вдвоем" - хорошая книжка, но не в подарок, а чтобы купить себе. Поэтому завожу для нее целый новый тег. При всех достоинствах - как-то неловко относить ее в рубрику "подарки взрослым". Вроде как сказать одинокому приятелю: "Слушай, ты такой нудный, может, займешься саморазвитием?"