Восприятие искусства ребенком - сложная и тонкая тема. Сколько мы знаем людей, испытывающих отвращение к музыке после музыкальной школы, к музеям - после школьных экскурсий, к литературе - после школьной программы? Множество, огромное, печальное множество. Научить ребенка воспринимать искусство, особенно - классическое, в наши наполненные мультиками и другими "легкими" развлечениями времена - целая задача. При том, что я не слишком верю во всякие методики раннего развития, проявляя искреннюю заинтересованность и подбирая подходящие пособия, пожалуй, заинтересовать, а может, и увлечь ребенка наследием мировой культуры вполне возможно.
И вот, кстати, о пособиях. Хочу рассказать вам про две книжки, вызвавшие искренний и неподдельный интерес у моей двухлетней племянницы, девочки умненькой, но не сказать, чтоб невероятно развитой для своего возраста. Это вышедшие у издательства "Поляндрия"
"Открываем Ван Гога" и
"Открываем Моне" авторства Катерины Яннику (по ссылкам - страницы, посвященные книгам на сайте издательства).
Катерина Яннику: "Открываем Ван Гога"
В "Лабиринте" На "Озоне" Идея знакомить малышей именно с импрессионистами кажется мне очень богатой - их полотна яркие, привлекающие внимание и эмоциональные - как раз то, что может понравиться маленьким детям. Кроме того, волшебный момент узнавания предмета в его живописном изображении именно с импрессионистами должен быть очень сильным. Хотя, конечно же, без искренней заинтересованности в предмете взрослых ничего не выйдет. Но это, впрочем, справедливо для любых развивающих книжек.
Обе книжки совсем не толстые, около 20 страниц, почти квадратные, небольшого размера (17 на 18,5 см.), в твердом переплете популярного в наши времена маркого белого цвета. Внутри репродукции целых картин и их деталей и немного текста. Как правило, на странице есть короткое стихотворение, одно-два небольших задания и, как в настоящем взрослом альбоме - сноска мелким шрифтом с названием картины, годом создания и названием галереи. Вся серия в целом (пока, правда, там только две книги) называется "мой первый музей".
Разворот, посвященный "Подсолнухам" Ван Гога
Задания разной сложности, какие-то - для совсем маленьких, какие-то скорее для детей постарше. В одних заданиях нужно просто найти на репродукции различные элементы, в других - рассказать о сюжете, описать персонажей. Вообще, задания довольно "говорильные" и явно построены таким образом, чтобы научить не только различать детали картины, рассматривать и обдумывать ее сюжет, но и излагать результаты своих наблюдений.
Стихи, явно, предназначенные для самых маленьких читателей, производят приятное впечатление, во всяком случае, в них наличествует и строй, и рифма, что в наши времена (к огромному сожалению) встречается не всегда. Качество иллюстраций и их подбор мне тоже понравились. Много картин, посвященных явлениям природы, детям или моментам семейного быта, то есть ничего, что бы радикально выходило за рамки собственного опыта читающего ребенка.
Катерина Яннику: "Открываем Моне"
В "Лабиринте" На "Озоне" Структура обеих книжек одинаковая, так что я бы сказала, что они равноценны - можно выбрать одну или другую, в зависимости от своих симпатий. Я приобрела обе, просто потому что предпочитаю покупать понравившиеся серии целиком. Проверка на живом ребенке показала, что интерес они тоже вызывают примерно одинаковый. На сайте издательства говорится, что "мой первый музей" - серия для детей от года, но я бы все-таки подняла нижнюю границу возраста примерно до полутора лет. Во всяком случае, если вы хотите не только разглядывать картинки и читать стишки, но и выполнять задания.
Как книжки для самостоятельного изучения ни одна, ни другая, на мой взгляд, не особенно подходят - не из-за мелкого текста, а скорее из-за общей направленности. Художественные альбомы в юном возрасте все-таки лучше смотреть и обсуждать в компании. Ну, и, повторюсь, искренний интерес старших - огромный стимул для малыша самому обратить внимание на картинку.
А там, глядишь, и в музей можно будет сходить!