Старая кукла

Jul 31, 2014 21:15


Некоторое время назад я стала обладателем кучки старых (если не сказать - побитых жизнью) японских кукол. Все они относятся к традиционный куклам Праздника Девочек (отмечаемого 3 марта) и представляют собой придворных императорского двора: министров, музыкантов, слуг и фрейлин.


Традиция создавать многоярусное подобие императорского дворца на праздник уходит корнями в далёкое прошлое и успешно продолжается до сих пор. Куклы облачены в шелковые или парчовые одежды (чем больше слоёв в такой одежде, тем роскошней считалась кукла). Головы кукол делали из массы, содержащей деревянные опилки и клей, или вырезали из дерева, покрывали пастой гофун (мелко растёртый порошок из раковин устриц) и полировали. Глаза у кукол были стеклянные, они скрывались под слоем гофуна, а потом вручную прорезались. Сейчас руки и ноги кукол делают из пластика, раньше вырезали из дерева и покрывали краской. Но моя история не об этом.

Состояние у большинства кукол было, прямо скажем, не самое лучшее: у старших министров (их изображают в виде стариков с длинными бородами) не хватало кустистых бровей, почти у всех кукол одежда полиняла и загрязнилась. Лучше других сохранились музыканты. Они явно самые “молодые” из всех кукол: руки у них пластиковые, одежда почти не потускнела.



Флейтист без флейты.



Этого  щекастого музыканта я подарила mary-eglantine.
К сожалению, фото не передаёт великолепную цветовую гамму его многослойного кимоно.



Фрейлина с чайником (на фоне наших цветочных горшков:))

Одна из кукол изображала молодого человека в фиолетовых одеждах (я так и не смогла чётко атрибутировать его; сейчас я склоняюсь к мысли, что это вариант стоящего императора (чаще император и императрица изображались сидящими. Их многослойные одежды делали фигурки похожими на роскошные цветы), хотя, может быть, это просто молодой министр). К моему глубочайшему огорчению, его лицо казалось безнадёжно испорченным: по слою гофуна шла трещина, вся поверхность лица была в серых, похожих на плесень, разводах. Рискуя совсем испортить куклу, я вооружилась влажной ватной палочкой и маленьким ластиком; гофун, как пишут, очень чувствителен к воде (кроме того, брови и губы кукол явно нарисованы чем-то вроде акварели), поэтому ватку пришлось как следует отжать.

Мучительные минуты пыхтения и тихого ворчания по поводу своей неловкости были вознаграждены: на меня смотрело тонкое, удивительно живое лицо.

Не хвастаясь, скажу, что в моей разношёрстной небольшой коллекции игрушек есть фигурки удивительно детализированные: например, Северус Снейп (Medicom RAH): он не только потрясающе похож на Рикмана; создатели сделали его глаза тёмно-тёмно-карими, отчего они кажутся чёрными - как в книге - и только на ярком свету вспыхивают чайным цветом; или  полковник СС со всеми регалиями - Ханс Ланда (Hot Toys), очень похожий на Кристофа Вальца; или обожаемый мною Эйб Сапиен из “Хеллбоя”, весь такой исполненный очей, сине-полосатый, прекраснорукий и с жабрами…

Но ни один из них не сравнится с этой простой куколкой. В человеке от природы заложена лёгкая асимметрия;  полностью созданное вручную,  лицо этого юноши, кажется, может менять выражение: иногда мне видится высокомерное презрение, иногда - мягкая, неуловимая полуулыбка, иногда - печальная задумчивость.





Портрет неизвестного:)

Трещина на его лице осталась, но теперь она кажется мне боевым шрамом.

Есть много кукол на свете хороших и разных. К своим я обращаюсь по именам: ведь даже у моих роботов есть имена.

А маленького самурая в фиолетовом одеянии я зову “Ваше Величество”.

коллекция, об удивительных вещах, искусство, эмоции

Previous post Next post
Up