Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства и свойства, ибо друзей мы выбираем сами, а родных нам посылает судьба.
Джованни Боккаччо.
I love the way you're breaking my heart... It's terribly, terribly, terribly thrilling...
Peggy Lee. I Love the Way You're Breaking My Heart.
Я знаю: на самом деле всё было не так, фильм романтизирует сложные и неоднозначные отношения реальных Дорис и Бернарда. Но как гласит арабская пословица: “Если как следует разглядишь хлеб - не станешь его есть”.
Настоящая Дорис Дьюк тоже была наследницей многомиллионого состояния своего отца. Конечно, дав героине облик Сьюзан Сарандон, создатели фильма откровенно польстили реальной Дорис, которая была на редкость некрасивой внешне. Но Дорис была большой Личностью, яркой, неординарной, безгранично несчастной, и её роль могла сыграть только большая Актриса.
Настоящая юная Дорис.
Рэйф Файнс, который, надо признаться, редко производит на меня впечатление своей игрой (ну, извините!), чертовски хорош в образе Бернарда Лафферти, застенчивого дворецкого, любителя переодеваться в женские платья, краситься и напиваться ворованным из погребов хозяйки вином.
Есть множество историй с моралью: “Не в деньгах счастье”. Это - одна из них.
Но прежде всего “Бернард и Дорис” - рассказ о двух - нет-нет, не только людях - о двух явлениях, о которых я могу рассуждать и думать бесконечно: о дружбе и одиночестве.
О чём бы ни была история, если там всплывает любая из этих тем, именно она становится для меня определяющей: чем более разные персонажи вовлечены в эту сюжетную линию, тем лучше.
Я всегда была убеждена, что подлинная дружба и любовь произрастают из одного корня, потому что имеют слишком много общего, чтобы быть явлениями различной природы.
Меня удивляет фраза, которой так часто характеризуют человеческие отношения: “...Больше, чем дружба”. Что, чёрт возьми, может быть больше, если дружба - одна из форм любви?
“Что тебе нужно от меня?” - с раздражением и удивлением спрашивает у дворецкого Дорис; “Заботиться о Вас”, - отвечает Бернард.
… Так может, это она и есть - долготерпящая, не ищущая своего, та, что всего надеется и всё переносит?
Кто ответит?
Есть на свете вещи, явления и люди - утренние, дрожащие росой, вибрирующие и пронизанные светом, будто первый фортепианный концерт Чайковского.
“Бернард и Дорис” - фильм сумеречный, и я говорю не об оттенках одежд, пейзажей и интерьеров, которые здесь ярки, богаты и разнообразны, но об оттенках чувств, даже скорей, ощущений; это сероватый полусвет, за которым вряд ли последует апельсиновое утро, но скорей наступит беззвёздный мрак, где мурлыкает свои бесхитростные и бессмертные песенки Пегги Ли.