Про этот фильм очень трудно написать без того, что бы выдать интригу.
У каждого из нас в копилке впечатлений есть события - кино, музыка, знакомства, случайные картинки, спектакли, встречи, - после которых хочется закрыть глаза, отключить все чувства и двигаться осторожно-осторожно, чтобы не расплескать драгоценное содержимое своей памяти, чтобы чужие взгляды на коснулись, не засалили, не измяли тонкое кружево наших ощущений.
Не могу сказать, что это был катарсис, головокружительный восторг, нет, - но мне нужно было подождать, пока улягутся все слова и образы.
Главный герой “Лучшего предложения” - глава аукционного дома Верджил Олдман (Джеффри Раш), искусствовед с мировым именем, неподражаемый, великолепный и - запертый внутри себя своей фобией: он всегда в перчатках, он не пользуется мобильным телефоном, для него невыносимо прикасаться к вещам, которые трогали другие люди, он не может даже смотреть в лицо женщинам.
Он никогда не был влюблён, ни с кем не заводил романов, у него почти нет друзей, но тем не менее он окружён лицами прекраснейших женщин: они смотрят на него с многочисленных портретов, сокрытых в его тайном хранилище. *офф-топ: внимательно присмотритесь к его коллекции, увидите множество знакомых лиц*.
Однажды Олдман получает предложение оценить наследство семейства Ибеттсонов - коллекцию произведений искусства в большом старинном доме, где, как оказалось, живёт и наследница - Клэр Ибеттсон, из-за странной фобии ставшая затворницей в очень юном возрасте. В доме Олдман обнаруживает фрагменты старинного механизма - автоматона, возможно, похожего на человека и имитирующего человеческую речь.
Однако с течением времени и появлением новых деталей Верджил оказывается захваченным не только идеей воссоздания механизма, но и личностью юной затворницы.
Шаг за шагом, совершая по неопытности бесконечные ошибки, он “раскрывает” её и - разумеется, - раскрывается сам.
...Как я уже говорила в давних постах, руки Джеффри Раша достойны кисти самого талантливого из мастеров “рукописания” - Антониса ван Дейка: большие, изящной лепки, с длинными сильными пальцами, - они намеренно (и преступно!) скрыты под замшей перчаток.
Обнажение рук здесь равно обнажению души; однако мы знаем: глаза дают нам больше информации и впечатлений, чем прикосновение, но и зрение обманывает нас чаще, чем осязание.
Весь этот фильм - комната с кривыми зеркалами; каждый герой есть отражение главного персонажа, его искажённое подобие: блестящий специалист по старинной механике Роберт, умница, любимец женщин - кто он, как не отражение самого Верджила, непревзойдённого мастера своего дела? Разве страхи Клэр - не сродни страхам самого Олдмана, разве они не заперли своих “хозяев” внутри маленьких, хоть и бесконечных мирков, отрезав их от других людей? А Билли Уистлер - “подсадная утка”, не благодаря ли его стараниям собрана великолепная коллекция Олдмана?
В “Лучшем предложении” есть нечто метафизическое; красота людей - живая, полнозвучная, здесь смешивается с красотой отражённой - на портретах и красотой искажённой - карлица в кафе, человекоподобный автоматон, она переплетается с тайной, отчего всё повествование получается похожим на сновидение…
Хороший фильм. Красивый, грустный. Я слишком много смотрю детективы, поэтому интрига стала ясна мне довольно скоро, сразу, как только я поняла, что автоматон тут - не главный двигатель сюжета, хотя и один из главных символов. Не знаю, наверное, предполагается, что финал - открытый, однако для меня там всё вполне однозначно.
Раш не входит в число моих любимых артистов, но безусловно входит в число “уважаемых”. И знаете, с чего всё началось? Смешно сказать: с известной фразы капитана Барбоссы из первых “Пиратов Карибского моря” о том, что больше всего в своей мучительно-вечной жизни он скучает об утраченном вкусе зелёных яблок:)