А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаешь, нашего Шекспира?
к/ф «Берегись автомобиля».
В период очередного приступа острой любви к КВНу я решила направить свою энергию в мирное русло и написать эссе об очередной команде из списка самых-самых.
Как у всякого человека, обожающего КВН, у меня всегда полно эпитетов для хорошей команды - в превосходной степени, разумеется; однако в рассказе о «Детях лейтенанта Шмидта» без таких эпитетов просто не обойтись.
ДЛШ - уникальная команда. Безусловно, у каждой выдающейся команды, оставившей след в истории КВНа, есть своё неповторимое «лицо», свой стиль и обаяние. Но к ДЛШ этот эпитет применим не только потому, что «не бывает двух одинаковых снежинок».
«Дети» - единственная команда, попавшая в Высшую лигу сразу, минуя многочисленные лиги и школы КВН. Не хочу сказать, что ДЛШ - такие уж мажоры и везунчики. За их плечами - огромный труд и долгая дорога к успеху, длительный «поиск себя». Команда образовалась благодаря объединению барнаульского шоу-театра «Калейдоскоп» и томского студенческого театра эстрадной миниатюры «Люкс» в 1996 году. К моменту слияния у каждой стороны был большой опыт сценической деятельности.
Как рассказывал один из авторов команды Владимир Кузьмин, ДЛШ были созданы практически по «указке свыше». То есть, в один прекрасный момент администрация Томской области решила, что региону необходима своя команды КВН, причём весьма высокого уровня. О том, как всё сложилось, как прошёл Сочинский фестиваль и каким чудом ребята после своего первого Сочинского фестиваля попали в Вышку, а не в одну из региональных лиг, вы можете прочитать на официальном сайте команды. Я отвечаю только за свои эмоции как зрителя.
«Дети» не были похожи на других. Они были как бы НАД основной массой команд, над мейнстримом. ДЛШ сознательно отказались от всевозможных реверансов в сторону Маслякова и жюри, от вознесения бесконечной хвалы КВНу: они пришли, чтобы шутить, чтобы народ смеялся.
Они предпочитали цельные номера, а не набор отдельных репризок и текстовых шуток. Пафосные нотки, изредка пробивавшиеся в их выступлениях, всегда отбивались иронической ремаркой, мгновенно снижавшей «градус» и дарившей разряд здорового смеха (вспомните их «
Цветик-семицветик» с фестиваля в Сочи).
ДЛШ вывели КВН на новый уровень: после них многие команды стали делать цельные номера не только в ДЗ, но и в музыкалках, и даже в приветствиях.
Одной из характерных черт выступлений «Детей» был двойной конферанс, где комический эффект достигался благодаря сочетанию двух противоположностей. Как правило, это был маленький Гриша Малыгин, этакий деревенский дурачок и паяц, и высокий, серьёзный Слава Гуливицкий. Именно это дуэт «вёл» большинство лучших номеров команды, но первой такой жемчужиной была, конечно, сценка «
На дальней станции сойду…». Шутка про голубых и евреев ушла в народ, а миниатюра про Никиту Лабуду и «молодёжь сейчас Родину любит» сейчас актуальна, как никогда.
1998 был годом стремительнейшего взлёта команды. Пожалуй, единственным реальными соперниками для них тогда были «Уральские пельмени», подобно ДЛШ умевшие сочетать блестящую игру, хороший вокал и отличные текстовые шутки.
За один год пребывания в Вышке ДЛШ подарили нам такую классику, как «Три богатыря», чудесного «
Моцарта и Сальери», «Новый год на ТВ» (с репризой "
Счастливый случай"), «Виртуозы Томска» и совершенно феерический номер про замок сэра Баскервилля (знаменитейшая песня "
Как отвратительно в Росси по утрам" - именно оттуда).
Чемпионство, казалось, окрылило команду. В 1999 году они выигрывают Летний кубок, вчистую обыграв таких зубров, как «Новые армяне» и «Запорожье-Кривой Рог-Транзит», и подарив зрителям ещё два изумительных в своей цельности номера - «
Гимн Афродите» и «Одиссея», и сыграют на Кубке Москвы, где покажут забавных «Провинциалов в Москве».
В 2000 году команда решила вернуться в большой КВН и вновь играла в Вышке, пополнившись свежими силами - несколькими актёрами и авторами команды НГУ. До полуфинала ребята летели как поезд-экспресс, оставляя позади всех и удивляя зрителя всё новыми шедеврами: «У психиатра» (
финальный эпизод), "
Интервью с самым умным человеком", «Правительственный концерт» (куда вошёл один из лучших музыкальных номеров команды - «
Евгений Онегин»), "
Тимур и его команда" и «Фауст и Мефистофель», включавший в себя миниатюру про
Фета Корозяпку и волшебный музыкальный номер «
Три стадии влюблённого поэта». «Три стадии…» были первой переделкой в КВН хита «Belle», всенародная любовь к которому проснётся только спустя два года). Тот полуфинал был битвой титанов, но ДЛШ проиграли Пельменям. Не знаю, как там всё было на самом деле, возможно ребят просто засудили: Пельмени к тому времени играли уже пятый год, срок более, чем долгий, по КВНовским меркам, чемпионство им было нужней. 2000 год принёс ДЛШ второго «Кивина в золотом» на Юрмальском музыкальном фестивале (первого они завоевали ещё в 1998 году) с номером, включавшим в себя первую
пародию на телепередачу «Жди меня» и забавную
песенку латышских конников.
В 2001 году НГУ и ДЛШ объединяются в «Сибирских сибиряков» (впрочем, объединение произошло, по сути, годом раньше: на Юрмальском фестивале в 2000 году команда выступала именно как «СибСибы») и вновь штурмуют Высшую лигу. Они вновь дойдут до полуфинала, но сил выиграть уже не хватит. «
СибСибы» не смотрелись цельным коллективом: их то одолевало разудалое веселье, свойственное "Детям", то они ударялись в лирично-интеллектуальный юмор НГУ (кстати, в составе «СибСибов» впервые засветилось несколько человек из будущего «Максимума»).
«Дети лейтенанта Шмидта» появятся на большой сцене дважды - на Летнем кубке, где вновь вступят в борьбу с Пельменями и Новыми армянами, и, словно на прощанье, подарят нам дивный «
Сон в летнюю ночь» (более известную, впрочем, как "Золотой кий");). И выиграют второй Кубок Чемпионов. Последний раз будет на Юрмальском фестивале 2006 года. Они повзрослели, погрустнели, но "хоть как Мусоргский залейся - гениальность не пропьёшь!" (с)
Они были очень разными, и потому нравились всем. Кто-то любил пение Виталия Гасаева и Петра Винса, кто-то - забавные и злые пародии на Ельцина в исполнении Дмитрия Бакина, чумовую дурку Дмитрия Никулина или дуэт противоположностей Малыгина-Гуливицкого. ДЛШ умели сочетать злую иронию, сатиру с лирикой, мелкое дворовое хулиганство с искренней любовью к родине, простоту рубахи-парня и редкое человеческое достоинство. Они были яркими без спецэффектов, без гигантской массовки и подтанцовки, без выездов на белом коне и без вселенского пафоса.
Они превратились в легенду, о них знают даже те, чьими первыми любимцами стали РУДН и Уездный город.
Дети лейтенанта Шмидта - чемпионы зрительских сердец.