Всякое большое произведение повествует о многом. Я говорила это неоднократно и не устану повторять. Настоящий мастер не в силах затронуть только одну тему, и в его работах любой читатель/зритель найдёт что-то важное именно для себя.
Фильм «Чтец» ждал своего часа на моём жёстком диске полтора месяца. За это время было отсмотрено множество мишурных фильмов, забывающихся через несколько минут, словно лица людей, ехавших с тобой в одном вагоне метро.
Начав смотреть «Чтеца», через несколько минут я утонула и растворилась в фильме.
Внезапно вспыхнувший, случайный и предосудительный роман главного героя - шестнадцатилетнего Михаэля Берга и Ханны Шмиц пронизан светлым эротизмом и самозабвением юности. Молодой немецкий актёр Дэвид Кросс так искренен, пылок и отчаян, что с трудом верится, что это - игра. …И юный рыцарь, трепетный и нежный, Горячею щекой ласкает руку…
На самом деле фильм не о любви. Любовь, печальная и неизбывная, является лишь нитью, связывающей куски одной истории, истории об ответственности и прощении.
Хана Шмиц уходит от Михаэля. Он увидит её, сидящей на скамье подсудимых, через несколько лет на процессе, посвящённом делу женщин- сотрудниц концлагеря.
Она не выглядит раскаявшейся. Она - из тех «представителей арийской нации», про которых, кажется, Ремарк сказал: «Немцы будут сжигать трупы в печах, считая, что просто выполняют свою работу».
«Чтец» - фильм о соотношении морали и закона, об индивидуальной и коллективной ответственности. Недаром один из молодых героев после посещения процесса бросает в лицо своему профессору: «Если Вы всё это знали (о концлагерях, об уничтожении евреев и других зверствах фашизма), почему Вы ничего не сделали? Почему не покончили с собой?!»
Мадам де Сталь говорила: «Всё понять - значит всё простить». Михаэль Берг идёт обратным путём: по мере понимания происходящего, его осознание вины Ханны только усиливается.
Его чувство к Ханне не гаснет. Он посылает ей в тюрьму аудиозаписи книг, которые он читал ей в юности.
Я не буду рассказывать, чем всё закончилось.
Если говорит отстранённо, фильм построен так, что мы видим цепочку: преступник - свидетель - последующее поколение, которому, по сути, и придётся судить - беспристрастно в силу своей отдалённости от событий - о том, что можно простить, и возможно ли вообще.
«Чтец» - фильм полутонов и оттенков, молчания, за которым скрываются тысячи слов, взглядов, которые стократ красноречивей действия.
Сказать по правде, я не жаловала Кейт Уинслет со времён «Разума и чувств». Широкозадая и круглолицая вульгарная девица как-то не вязалась в моём сознании с образом юной Марианны Дэшвуд.
За «Чтеца» я ей простила всё.