Продолжаем публиковать подборку советских киноафиш.
В связи с этим с удовольствием приводим комментарий нашего постоянного эксперта Михаила Дачи:
«Это были большие мастера, рисовавшие картины-афиши к фильмам...
У меня к ним своя пожизненная благодарность.
Итак, про мастерство.
Нарисуйте-ка портрет Румянцевой или Шукшина или Баталова в формате 3х5 метров. Очень не просто.
Решите колористически формат и композицию афиши, запертой под стекло. А именно такая стеклянная дверца - 3х5 - открывалась в "коробчатом стенде" возле кинотеатра, куда размещался плакат-афиша. Схематичность и графичность очень крупных цветовых пятен и контурность, ограниченность колористики (чтобы изображение под огромным стеклом не рябило от мелкого разноцветного мазка) - формировали такую технику этого жанра, которую сейчас мало кто повторит. В этой же технике писались портреты и рукотворные баннеры к первомайским демонстрациям, например.
Теперь про мастерство и "условия его признания"..
Так как плакат-афиша к фильму был ближе к "street-art", то, начиная от местного райкома партии или сельсовета - все начальники как бы становились цензорами и худсоветом. В этих условиях надо было соответствовать.
Теперь - личное. В конце срочной службы у меня, как и у многих, был "дембельский аккорд" - рисовали много чего для ленинской комнаты (военная версия сельского "красного уголка"). И вот, зная, что мне предстоит создать там несколько масляных картин, при полном отсутствии масляных красок и холстров, я отпрашиваюсь с медицинской машиной, которая везла в областную больницу чего-то там. Конечно я знал куда идти, хотя в городе был впервые. При отсутствии денег, можно было только попросить краски именно в художественной мастерской кинотеатра. И для советских времен было вполне нормально и органично, если солдат пришел что-то попросить - шефские отношения были нормой...
И вот я прихожу туда в х/б и пилотке и прошу помочь. Обычные советские мужики, два художника, надавали мне оставшихся кусков холста, большие тубы красок, налили растворителя и еше несколько кистей подарили. Они увидели во мне художника, коллегу, они также как я служили в армии...
Ну а в полку осталось штук 20 реплик Великих - от левитановских стогов и так далее.... моего исполнения...
Может быть именно та ситуация укрепила меня в правильности выбора художественного ремесла. Божий промысел. В чистом виде.
Теплые чувства и большую благодарность к эти художникам областного кинотеатра так и несу через весь цинизм окружающей жизни».
Конец цитаты.
От себя напомню, что отец главного героя романа «Патологии» - рисует афиши и плакаты. Время событий: СССР.
Книга здесь:
https://ozon.ru/t/darMAew