Тут я пост написал про сложность русской народной песни. Помимо большинства замечательных комментариев, явились, как всегда, знатоки всего и сообщили, что все эти «доли» придумали потом, когда «причёсывали» эти песни.
Господи, не устаю я удивляться. Почему некоторые люди так любят высказываться на те темы, в которых натурально не понимают ничего?
Слава Богу, есть комментарии и от настоящих профессионалов, которые ещё более точно объяснили, что именно я хотел сказать.
Олег:
Дорогой Захар! Про твой пост про музыку. Да, до Петра песни были без европейской гармонии. И песня была в составных размерах. Глинка первый использовал в первом акте «Руслана и Людмилы» хор Лель таинственный, первая попытка показать архаику, тоже, мне кажется на 5/7. Европейцы, которые слышали говорили об азиатской дикости. Ну не укладывается в цивилизованное сознание не квадратная методичность. Скажу больше. Единственный великий марш на 3/4 - «Священная война» Александрова. Это не марширующие солдаты, а месящий грязь народ.
Оксана:
Всё так и есть. Когда училась в музучилище по классу фортепиано, - был у нас полугодовой курс "Народное музыкальное творчество". И вот только там я поняла: то, что я до этого считала народной песней - совсем этим не является! Спасибо прекраснейшему педагогу, которая не только преподавала, но и ездила в этнографические экспедиции. Календарные, свадебные, трудовые, исторические, лирические, казачьи песни и многие другие виды и жанры... Наше ухо ведь привыкло к классическим гармониям и метроритму, привыкло к определённой вокальной манере исполнения. А в народной песне - гетерофония (развитые, вариантные подголоски, там такие порой звучания - маститый авангардист от музыки позавидует!), переменный метр (7/4, потом 11/4, потом 5/4 ? - да легко, пожалуйста!) И пение - совсем не привычный нам эстрадный и классический вокал - там принципиально иные основы! Не менее сложные и интересные. И всё это я слышала в записях чаще всего в исполнении пожилых женщин, всю жизнь проживших в деревне или селе! Не имевших специального музыкального образования. Музыканту, воспитанному на классических произведениях от барокко до позднего романтизма, на классической гармонии и полифонии, действительно сложно! Тем удивительнее открытия ждут нас в народной русской песне! Я искренне желаю Вам, Захар, успеха в задуманном! Это вклад в восстановление связи времён: надо открывать многим и многим народную песню, это сокровищница духовных богатств русского народа!
И ещё.
Мне тут же бросились советовать не «рокеров каких-то звать», а работать с «профессионалами», хотя я вроде бы на русском языке написал, что все мои музыканты имеют базовое музыкальное образования, и народную музыку изучали, и основы знают. Впрочем, у нас в каждой песне работают и самые натуральные «народники», которые только этим и занимаются всю жизнь. И данный синтез и кажется мне наиболее любопытным и нужным.
Всем добра.