ИСИХАЗМ (СЛОВО -20 ) Молитвенное творчество.

Jul 23, 2018 21:47

У всех Отцов одни и те же рекомендации в отношении молитвы, которые мы с таким трудом пытаемся воплотить в жизнь: «Душею мысленно, а телом чувственно». «Станем добре, станем со страхом». Человеческая мысль подобна полноводной реке разливается широко. Ее для молитвы нужно утеснить до размера потока горного ущелья, который устремляется бурно к Небу. На силу внимания нужно обратить главный акцент в словесной молитве. Внимание цепляет за собой чувство, а от чувство зажигает сердце. Теплохладная, расслабленная молитва Богом не приемлется.


«Собирай трех во едино; тело, ум и душу. Ибо Бог внимает уму и усердию, а не многословию. Стой на молитве жалким и смиренным, словно у престола Божия. Считай себя за прах и пепел, за муравья, перед Ним, считай себя хуже всех людей, хуже всякой твари. Изгони из себя все желания, прихоти, помыслы и заботы» (Дорофей иеромонах. Цветник).
Борьба за молитвенное внимание ведется через трезвение - бдительное отслеживание возникающих помыслов и постоянное возращение отвлекающегося ума к молитве. Это очень тяжелый труд пока ум не навыкнет к вниманию на молитве. Когда человек не молится, когда забывает о Боге, он спит, он погружен в сон разума, в сон души, «потому что мир без Бога, так же призрачен и фантастичен, как и сон». Не легко хранить ум в словах молитвы. Стоит человеку стать на молитву как мысли бегут за каждым шорохом, скрипом, все отвлекает и рассеивает ум, даже луч света упавший на икону. Навык к молитве обретается длительным настойчивым самопринуждением. Сначала язык должен потрудиться в словесной молитве «расплачиваясь за свое пустословие и за все падения» (Ефрем Святогорец). Нужно что бы родилась молитвенная привычка. Когда появится смирение, тогда приходит благодать, тогда молитва начинает прилепляться к дыханию, ум пробуждается и начинает сам следить за молитвой. Со временем ослабевают страсти, усмиряются помыслы, и утихает сердце. «Никогда не начинай молитву как попало, но сначала собери ум и помысли о смерти, и о том что последует за ней». «Молитва рождается в процессе молитвы. Мы должны понудить себя и стараться пригвоздить ум к сердечному месту, избегая мечтаний. Будем вдыхать медленно и заключим молитву в слова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Главная особенность занятий умным деланием уединение, полная тишина, и лучше всего темнота, что бы ничто не отвлекало от внимательной молитвы. Нужен при этом полный покой и отсутствие любых внешних раздражителей. Когда они снижаться до минимума, начинается борьба с раздражителями внутренними. Пока мы рассредоточены и отвлекаемся на окружающее, наш истинный враг отдыхает - ему не о чем беспокоиться, он может и головы не подымать, а мы можем даже не догадываться о его существовании. «Все могут молиться со множеством братий, но…немного таких которые могут молиться наедине» (Иоанн Синайский).
Старец Ефрем Катунакский привлекая мирян к умному деланию советует выделять для Иисусовой молитвы по крайней мере полчаса утром и вечером и читать ее без четок просительно, со вниманием, ни в коем случае ни на что постороннее не отвлекаясь. Потом, по мере роста молитвенной жажды и внимания, добавлять время.
Нормальное состояние христианина - это жажда молитвы. Именно время отведенное для молитвы самое интересное, драгоценное, насыщенное и желанное время суток. Все остальное - работа, семья, тем более прочие интересы - вторично. «Молитве мы отдаем не излишки времени, но самые благоприятные и производительные часы, основное время нашего дня, нашей жизни». (Моисей Агиорит). "Любое дело по части необходимых потребностей имей в качестве побочного, а молитву в качестве основного». «Необходимо почитать молитву главным делом жизни, а остальное - только подельем» (инок Дорофей. «Цветник»)
Вся жизнь - это фон для молитвы. Что бы мы не делали, нужно спрашивать себя, а как это отразится на моей молитве. «Все в жизни почитай приготовлением к молитве» (Рафаил Карелин архм.) Только в лучах молитвы душа растет, шириться, развивается, возвышается и созревает. Без молитвы душа засохнет и очерствеет как любой живой росток без солнечного света и тепла. Преобладание таких, духовно увядших душ в нашем мире наполняют его скорбью от умножения беззакония, от охлаждения любви, поэтому так горьки судьбы целых народов, потому так и страшен земной мир.
Были случаи когда люди спрашивают, но зачем Богу, который и так все знает, повторять одни и те же слова каждый день да еще и по много раз? Но можно задать вопрос и матери, какой смысл по много раз повторять ребенку «милый мой, родной мой». Молитва это не произнесение слов, это выражение наших чувств. Когда человек начнет реально ощущать насколько грехом разъедено все его существо, как грех проник в него до мозга костей, то у него появляется естественная потребность взывать и плакать: «помилуй мя, Боже». Мы в отличии от святых этого не видим, но когда отступает ослепляющая ум гордость, рассеивается застилающее духовный взор самообольщение, то человек ощущает свою истинную природу - свое ничтожество. Он видит и на деле познает что он без Бога - ничто.
Звучащая из недр сердца молитва не требует многообразия, достаточно и нескольких слов, способных вместить всю глубину покаяния, или воспеть славу и хвалу Богу. Но это не у всех бывает, кому-то нужны еще слова для выражения полноты чувств. Читая эти молитвы из канонника, октоиха, молитвослова поражаешься насколько далеки наши чувства от состояния душ святых которые составляли эти книги. Мы уже не способны ни мыслить так, ни говорить. Поэтому так нужны и важны нам эти молитвы, мы может беседовать с Богом словами святых, которые знали Его волю и исполняли ее. Если читать их со вниманием то их слова станут нашими. В каждой молитве запечатлен опыт того святого которые ее написал. Эти молитвы не писались за письменным столом, между делом, это крик души, это кровь которая истекала из сердца. В них опыт святого, его путь приобщения к Богу, постижения себя, пережитое покаяние и ликование. Поэтому так важно вникать в слова молитвы, читать их вдумчиво и неспешно. Делать это так, как некоторые люди слушают музыку - всем своим существом, так что удается ощутить настрой души композитора. Читая молитвы таким образом продумывая их, сживаясь с их духом, мы можем постепенно перестроить душу - она проникнется тем вдохновением, теми образами, и мыслями которые вложили в свои молитвы святые наставники. И только после этого мы должны учиться молиться своими словами. Даже одна короткая Иисусова молитва может вызвать в душе такой поток чувств и мыслей, устремлений, благодарений, исповеданий, не выразимых ни через какое словесное излияние. Молитва это творчество, самое лучшее и самое возвышенное из всех существующих на Земле. (прод следует)
Previous post Next post
Up