ИСИХАЗМ (СЛОВО-18) Посильная жертва

Jun 27, 2018 21:08

Строгие слова преп. Симеона Нового Богослова, несмотря на всю их справедливость, не должны ввергать нас в уныние. Начинающий христианин и не может молиться иначе как только рассеянно. Вся строгость слов преподобного направленна прежде всего на тех, кто смирился со своей рассеянностью и блужданием ума во время молитвы. Нам же нужно усвоить ТРИ основных положения.



1- Каждое возбуждение молитвенного чувства у нас в душе, каждая мысль о молитве, есть действие Святаго Духа и глас нашего Ангела Хранителя.
2- Каждое сердечное призывание Бога не остается безответным, даже если мы этого не замечаем, и не понимаем.
3- Не будем унывать и отчаиваться из за сухости и рассеянности нашей молитвы. Отсутствие внимания говорит нам лишь о том, что мы еще далеко от цели, но к ней нужно непременно идти решительно и упорно, не отчаиваясь от того, что нам часто приходиться падать.
Дело в том, что именно так и испытывается Богом наша душа. Те кто не верит в то что «упорство у труд все перетрут» опускают руки, и «смиряются» со своей нечистой молитвой ничего и не получают. Тем же кто показал Богу свое намерение и желание молиться чисто, не отчаиваясь, и работая над молитвой может быть даже и долгие годы, Бог дает свою Благодать.
Потому что ВСЕ дается от Бога, в т.ч. и не рассеянная молитва. Это Дар, но получить его - дорогого стоит. Есть классическая формула данная христианам от начала и до конца веков: «δωσε αιμα χαι λαβε Πνευμα» - «дай кровь и приими Дух". И только для тех кто «дает кровь», есть надежда «получить Дух». Правда и то, что нет четкой методологии, нет механического приема, который бы однозначно привел нас к ожидаемым результатам. Бог есть свободный Дух, и Он не подвержен никакому принуждению. Нет такого воздействия на Него, которое могло бы Его принудить к чему-либо, по самому факту своего совершения. Нужно понимать что БОГ ДАЕТ БЛАГОДАТЬ КОГДА ХОЧЕТ, КОМУ ХОЧЕТ, И КАК ХОЧЕТ, это дело только Его Промысла. Бог недосягаем ни для каких наших усилий, Он может только Сам сойти к нам.
Да, правда то что механизм и формализм молитвы превращает ее только в набор слов и звуков. Но правда и то, что при НЕОТСТУПНОСТИ самопринуждения даже механический повтор (это касается в первую очередь Иисусовой молитвы) пробивает постепенно брешь в ледяном сердечном покрове, и поэтому нельзя оставлять этот молитвенный труд.
Конечно у делателя Иисусовой молитвы, возникают вопросы. Не выхолостится ли молитва от частого повторения, обессмысливая весь труд, превращая его в сухой, бездушной автоматизм? Не уподобиться ли такой молитвенник механическому роботу? Да, эта угроза есть, но только тем, кто не заботится о включении ума и чувства в молитву. Кто не имеет сердечного сокрушения и внимания к словам молитвы. Для остальных же, по свидетельству автора «Откровенных рассказов странника», механическое повторение со временем будет переходить в сердечный вопль. «Молись - учил прав. Алексей Московский, - сначала хоть механически, а потом Господь, видя усердие твое, пошлет тебе дар истинной молитвы». Конечно не для всех этот метод может быть пригоден. Митрополит Антоний (Блум) Сурожский не смог пойти этим путем, по его собственному признанию. Тут многое зависит от особенностей психики и душевного склада человека.
Здесь надо умудряться. Не так просто устоять на тонкой грани среднего пути. При обучении молитве любые наши человеческие усилия плодотворны лишь в том случае, если ведет и наставляет нас сама Божественная Благодать. Реальные изменения и достижения совершаются единственно Ее силой, поэтому очень опасной ошибкой будет ставить их себе в заслугу. Не менее важно научится отличать то, что от Благодати, и то что от естества. Бывает так, что от частого повторения Иисусовой молитвы возникает ложный эффект ее «самодвижности». Но автоматически приобретенный навык совсем не «самодвижность», эти понятия совершенно разного порядка. Враг начнет обязательно нас запутывать, и обманывать. Все эти уловки преодолеваются удержанием себя в благоразумном равновесии: сам я ничего не могу без Благодати, и плод моих усилий не есть Дар Благодати, хотя он и получен не без ее содействия.
Опасности всегда сопутствует духовному деланию. Но есть и оружие обороны, надежное во всех обстоятельствах, если мы сможем его удержать. Это щит и меч - два чувства : покаяние и любовь - одно направленное на себя, второе от себя, на всех и вся. Правда их нелегко удержать, как и вообще удержаться на пути Иисусовой молитвы. Возможно это лишь тем, в ком самость подавляется жертвенностью, а гордыня выжигается смирением.
«Умное безмолвие сопряжено с великим самоотречением и есть подвиг наитруднейший», подъмлемый, лишь когда «совершается в духе смирения», чем «привлекает Божию Благодать», а «гордый человек, какие бы приемы не употреблял, подлинного Богообщения не достигнет…Бога истинного не обретет». (преп. Софроний (Сахаров) Эссенский) (прод следует)
Previous post Next post
Up