Общаюсь, в силу своей профессии, со многими людьми. Слава Богу, сейчас достаточно много тех, у кого имеется религиозный опыт. С ними мне легче. Есть общее, о чём можно говорить. Например, я не сторонник Ислама, поскольку там отрицается Боговоплощение и Сын Божий объявляется лишь пророком. Это всё равно, как если бы Наследника Престола не признавали Царским Сыном, а относились бы к нему как к одному из министров, причём не самому первому. Да, в Исламе Иисус Христос признаётся, но всего лишь как пророк, причём пророк ниже рангом Мухамеда. Но всё равно мне говорить о Боге с мусульманином намного приятнее, чем с атеистом, хоть и крещёным в детстве. С таким о чём говорить? Ему просто неинтересна и непонятна моя беседа. Поэтому, что православный, что протестант, что католик, что мусульманин, что иудей, что даже язычник, с ними всегда найдётся для меня неравнодушная тема разговора.
К сожалению, тот религиозный опыт, который получили многие за последние годы оказался не всегда положительный. Отсюда разочарования и, даже, какие-то совершенно невообразимые суждения граничащие с суевериями и откровенным мракобесием. Причём эта проблема актуальна сегодня не только для православных, но и для всех религиозных людей.
Почему так произошло? Кто виноват и что делать?
Как так случилось, что христианин теряет веру? Более того, доходит до того, что начинает винить в этом Самого Бога?
Мне видится, что причина банальна и очевидна до безобразия. Всё дело в пастырях. "Поражу пастыря и рассеются овцы" (Мф. 26:31). И хотя богословы, отцы Церкви, подвижники благочестия учат нас, что нужно иметь трезвение, эту величайшую христианскую добродетель, всё равно люди доверяются, в первую очередь, людям, а не своему Спасителю и Его Слову.
Безусловно церковная дисциплина необходима, как и должное уважение и доверие к служителям церковным, но постольку поскольку они стоят на страже Евангелия.
К сожалению, среди священнослужителей развелось немало наёмников и откровенных волков в овечьих шкурах. Именно они стараются злоупотреблять доверием обычных людей. Именно они толкуют Евангелие таким образом, чтобы оправдать свои страсти. Благая Весть для них дело десятое.
Самый известный пример, поговорка: "Послушание превыше поста и молитвы". Говорят, что преподобный Серафим Саровский так говорил. Позволю себе усомниться в этом.
Преподобный Серафим ежедневно читал Святое Евангелие и приходящим к нему советовал делать тоже самое: "Ум христианина должен плавать в Евангелии". А в Евангелии, да и вообще в Библии мы не раз читаем, что святые служили Богу прежде всего постом и молитвой. Слово Божие никогда не противопоставляет послушание посту и молитве, как это любят делать сегодня некоторые православные, особенно горе-пастыри.
Кто-то из них сразу пришёл в Церковь, чтобы найти "тёплое местечко", кто-то стал таким со временем. Но что их всех объединяет, это с какой халатностью и превозношением они относятся к простым верующим. Откровенно используют своих пасомых или для набивания карманов, или для услаждения собственного тщеславия. Ничто не останавливает их. На всё готовы они, лишь бы получить своё. По слову пророка Иезекииля пасут самих себя (Иез. 34:1-5).
Вам нужен экзорцизм (изгнание бесов)? Пожалуйста! Ну и что, что психически нездоровый человек после этого полез в петлю? Ведь, главное здесь показать, какой великий САМ псевдо-изгонитель бесов, а не спасение души страждущего.
"Духовный" совет? Пожалуйста! Ну что, что после этого разрушается семья, ребёнок теряет своих родителей, мать превращается в кликушу, путешествующую по монастырям?
"Духовная дружба"? Без проблем! Пускай духовная дочь превращается в жену "духовника", а её несчастный муж оказывается всеми презираем, поскольку "духовные" чада оправдали эту "дружбу".
Один такой потомственный горе-священнослужитель признался мне, когда мы вместе учились на заочном секторе Московской духовной семинарии: " Меня так с детства учили". Разговор зашёл о том, как вести приходскую жизнь и что прежде всего важнее для священника. Его научили, например, что деньги.
А когда есть, что-то важнее Бога, тогда люди в церкви превращаются в ходящие кошельки. Потому и отношение к ним соответствующее. Приведу пример.
В одном городском кафедральном соборе ключарь (это священнослужитель с правами настоятеля) придумал особую требу для поступления пожертвований. В конце Литургии, по-моему перед 33-м псалмом, совершалось каждение всего храма, после чего служащее духовенство вставало перед амвоном и читалась (или пелась) одна из молитв Пресвятой Богородице. Молитва начиналась словами "Высшую небес..." В известном месте этой молитвы вставлялись имена. Так вот пожертвование за произнесение одного такого имени на молитве превышало в несколько раз пожертвование за имя в заказной записке.
Когда в свечной лавке спрашивали, почему такая большая сумма, то отвечали: "Так ведь, высшая!" Т.е. выше этого ничего нет. Полный абсурд, конечно! Но надо было видеть, как радовался тот неназванный протоиерей, аж подпрыгивал от восторга, что смог такое придумать.
Эта история напомнила мне то, что происходило в Храме Христа Спасителя в Москве в 20-30-е годы ушедшего века, когда там служили обновленцы. Они придумали "записки с проносом". Что это значит? Финансовая схема такая же немудрёная, как описывалось ранее. Особая цена, но в данном случае за то, что эти "записки с проносом" собирались в кучу, их брал протодьякон в свои руки и проносил в открытые царские врата в один из моментов Литургии.
Конечно, когда понимаешь, что это всё пена и всегда так было в церковной истории, то видишь здесь лишь человеческую суету, не имеющую отношения к настоящей духовной жизни. Но далеко не все способны понести такое. Господь говорит: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.18:7).
И вот, пришедший в Церковь, что быть с Богом, начинает замечать, что священнослужитель говорит одно, а делает другой, причём напоказ делает. "Может и Бога-то нет?" - появляется предательская мысль. - "Раз такое происходит. Или Бог Сам виноват, если всё это допускается?"
И не находится человека, который бы объяснил несчастному, что Бог здесь не при чём. Что Господь для нас всё уже сделала, Он умер за нас на Кресте и воскрес, чтобы мы жили вечно.
Но поскольку Бог нам, людям, дал свободную волю, как богоподобным существам, то все по-разному распоряжаются этой возможностью. Кто-то использует её для духовного роста и богообщения, а кто-то для падения и обогащения.