Пока наши будущие питомцы карантинились, мы у себя утрясали всякие бумажные дела. Наконец, была назначена точная дата транспортировки - 18 октября. И тут из Франции приходит ужасная новость - 11 сентября там была зарегистрирована вспышка карантинного заболевания блютанга или, как его ещё называют, катаральной лихорадки овец. Хотя лошади не восприимчивы к блютангу, но, согласно ветеринарно-санитарным требованиям Российской Федерации, ввоз в страну любых животных с административных территорий, где он обнаружен, категорически запрещён.
Наши лошади живут в департаменте Лозер, регион Лангедок-Руссильон, а первые случаи блютанга обнаружили в Алье, регион Овернь. Это примерно в 100 км от резервата Ле Вилларе. Перенести дату транспортировки мы уже не можем, а если болезнь доберётся до Лозера раньше, чем мы вывезем оттуда наших животных, то всё… Французский государственный ветврач просто не подпишет экспортный ветеринарный сертификат и все наши усилия, все надежды пойдут прахом. А как тогда оправдать средства, потраченные на весь проект?! Это просто катастрофа…
Следующий недели проходили как в тумане. Да, продолжалась лихорадочная подготовка к завозу - бесконечные бумаги, подписи, печати, заверенные копии, звонки, письма и т.д. и т.п. (повторюсь опять - экспорт живых животных в РФ, это адский ад бюрократической карусели, в нашем случае многократно усугубившейся типично французским легкомыслием наших контрагентов…) В Предуральской степи забивались последние гвозди, вывозился мусор, наводился глянец на новенькие с иголочки постройки. О возможном крахе всего проекта на последнем этапе не знал никто из наших, кроме директора. Рафиля Талгатовна была, как всегда, собрана и невозмутима. Зайдя к нам в кабинет и одними глазами спросив меня о новостях (шеф, всё пропало пока ничего нового, Рафиля Талгатовна), она уносилась решать разнообразнейшие вопросы, от размещения приглашённых на завоз ЛП журналистов до цвета обшивки кордона. Орду злобных кошек, которые скребли у неё на душе, не видел никто.
Фредерик Джоли, менеджер проекта из Ассоциации по лошади Пржевальского: ТАХ, кто вместе со мной занимался оформлением экспорта, дал ссылку на официальный сайт французского ветеринарного департамента, где раз в неделю по четвергам обновлялась информация по распространению блютанга. Зловещие синие точки на карте распространения эпидемии приближались к Лозеру. Помню, что совсем разучилась улыбаться. В последний четверг перед завозом я в прострации валялась перед компьютером и каждые 10 минут нажимала на «обновить страницу» на сайте по блютангу, больше ничем заниматься не могла. Потом я узнала, что Фред во Франции делал то же самое. Но карта так и не обновилась. А в пятницу пришла СМС: «Tatjana, VHC is signed» (Татьяна, ветсертификат подписан). Уффф… Время пошло, завтра погрузка.
Забегая вперёд, скажу - после благополучной отправки нам лошадей Пржевальского, в Лозере выявили блютанг. Этот департамент закрыт для экспорта животных в РФ на два года.