Чтобы выехать из квартиры, нам надо было не только предупредить нашего хозяина, но и отключить все, что можно отключить. Мы начали с интернета.
Так как у нас был подключен
Vodafone Kabel Deutschland («
Подключение интернета в Германии, Мюнхен. Не так страшно, как может показаться на первый взгляд»), то отключить интернет можно только письменно (да, вы не ошиблись - письменно по обычной бумажной почте!). Чтобы узнать какую информацию необходимо прислать, мы позвонили в службу поддержки, сказали, что у нас есть контракт, но мы переезжаем и поэтому хотим его прервать. Девушка продиктовала нам текст письма, адрес и сказала, что остальные инструкции мы получим в письменном виде по почте. После разговора мы отправили на адрес Vodafone Kabel Deutschland Kundenservice, 99116 Erfurt письмо следующего содержания:
Sehr geehrte Damen und Herren,
Mit diesem Schreiben kündige ich meinen Vertrag unter Kontonummer 11111111 zum nächste mőgliche Zeitpunkt 28.07.2017. Bitte bestätigen Sie mir meine Kündigung in schriftlicher Form.
Mit freundlichen Grüβen
A.A.
München 21.06.2017
Конверт стоит 0,30; марка 0,70. Самое главное, это правильно написать на письме адрес - в верхнем левом углу написать отправителя - Absender, а в нижнем правом - получателя - Empfänger. Если вы даже подпишите, кто есть кто, но перепутаете их местами - все, плакали ваши денежки - на следующий день письмо будет лежать у вас в почтовом ящике. При этом конверты продаются неразлинованные: не как в России, где уже заранее указали кого и где писать.
Письмо было отправлено 21.06.2017. Первое ответное письмо пришло 23.06, в котором говорилось, что наш запрос на отключение обрабатывается. Второе пришло 28.06. Оно было более веселое - они предлагали нам не отключаться, а… подключиться к новому тарифу и получать премии. На другой стороне значилось, что договор закончится только 7.04.2018 (да, по условиям тарифа его можно было подключить минимум на 2 года)! А неприсылание роутера по истечению контракта будет стоить нам 100 евро. Но нам надо было отключиться 28 июля, а не в следующем году! Поэтому я позвонила в сервис, где услышала прекраснейшую тираду - что отключиться нет никакой возможности, даже если вы переезжаете. Если вы переезжаете в другую страну, то должны предоставить подтверждение о том, что вы выезжаете из страны, и тогда, может быть, вас все-таки отключат. А если вы переезжаете внутри страны, то надо предоставить новый адрес, и вот только если Vodafone не сможет там вам ничего предложить, то тогда, может быть, вас отключат. Даже если вы переезжаете внутри страны, но в гостиницу, то все равно надо писать, что вы переезжаете в гостиницу и предоставлять бронирование с адресом, и если Vodafone не может вам там ничего предложить, то тогда, может быть, вас отключат. Правда обнадежили, что в случае смерти все-таки точно отключат, хотя я что-то сомневаюсь, наверняка начнут впаривать контракт родственникам.
После долгих и упорных переговоров, было узнано, что для того, чтобы они от нас отвязались, им надо прислать новую прописку, а также договор нашего домохозяина с его интернет-компанией (если таковой имеется, а то зачастую в съемных квартирах про интернет даже не слыхали), чтобы Vodafone наконец-то понял, почему мы хотим от него отказаться - либо потому, что мы переехали по новому адресу и там нет возможности получить кабель от Vodafone, либо потому, что там уже есть интернет другого человека.
Пришлось нам неотключенными ехать в Дюссельдорф и тащить за собой коробку с модемом. Стоит ли говорить, что я просто ненавижу навязчивый немецкий «сервис». Тут у читателя возникнет вопрос - а почему же мы не приложили новую прописку и не отключились? Отвечаю: мы на месяц сняли квартиру на
airbnb, где, понятное дело, интернет нам был не нужен. Но это была квартира на месяц, мы не знали, где мы будем жить потом и будет ли там возможность у Vodafone подключить нам кабельный коаксиальный интернет или нет. Вот такой вот замкнутый круг - нет квартиры, нет прописки - в результате полная неизвестность и навязанные оплачиваемые услуги.
Когда мы приехали в Дюссельдорф, то сразу принялись за поиски квартиры, о чем речь пойдет в отдельной статье. Когда квартира наконец была найдена, и адрес стал ясен, то началось новое долгое висение на линии ожидания службы поддержки и долгие нудные разговоры. Таких разговоров было много, была уйма потраченного времени (вот на такую фигню и тратиться человеческая жизнь в Германии! Но если немцам торопиться некуда, то нам-то есть куда! Поэтому времени и сил было жалко до безумия!), а вам я предоставляю только выжимку и важную информацию.
В ходе этих разговоров было выяснено, что ни по нашему новому адресу, ни по адресу airbnb-квартиры Vodafone не может предоставить нам кабельного интернета, в связи с этим выяснилось два пути дальнейшего развития событий: либо воспользоваться Sonderkündigungsrecht (это право на расторжение договора, если компания не может предоставить вам услуг, заявленных в контракте - то есть как раз наш случай: переехали, а кабельного коаксиального интернета получить не можем), либо переключиться на DSL, который Vodafone мог предоставить по нашему новому адресу. Также оказалось, что, чтобы переключиться на DSL, так как кабель от Vodafone получить не представлялось никакой возможности, надо было также позвонить в службу поддержки, где вас соединяют с продавцом (один из них даже говорит по-русски, спрашивайте Аркадия Телемакова), который сам, вручную отключает ваш бывший контракт (он полностью отключается через неделю после заявки) и подключает новый контракт. То есть в нашем случае отключает кабель и подключает DSL. И это считается именно новым контрактом, опять минимум на 2 года. Ждать подключения - 2 недели (о, передовая страна Германия!). На вопрос почему так долго, ответ был следующий: Vodafone резервирует порт у национального провайдера Telekom для подключения, и это занимает много времени; после того, как порт зарезервирован, отправляется модем, который подключается самостоятельно по инструкции (обратите внимание на эту информацию, она еще понадобится для чтения статьи про подключение интернета от Telekom).
Дальше начались думы по поводу нового провайдера, о коих рассказ пойдет в отдельной статье. А пока о наших баранах.
Было выяснено, что сделать Sonderkündigungsrecht и затем заказать Vodafone Red Internet & Phone 50 DSL через
Check24 выгоднее, чем сделать тоже самое через продавца Vodafone по телефону, потому что через Check24 можно было вернуть хоть какие-то деньги.
Одно мы решили точно - писать письмо (бумажное!) в Vodafone с требованием отключить нас по Sonderkündigungsrecht, приложив прописку из нашей airbnb квартиры, так как нам надо было отключиться, как можно скорее.
Также небольшой лайфхак: писать письма по адресу kabel-kundenservice@vodafone.com бесполезно, так как ответ такой: “Lieber Absender, unseren Kundenservice erreichen Sie ausschließlich telefonisch oder unter vodafone.de/kabelkontakt. Dort finden Sie das Kontaktformular und unsere Online-Agentin Julia”. Самый быстрый способ дозвониться до службы поддержки (у Vodafone есть один большой плюс - бесплатная служба поддержки, потому что, например, у Unitymеdia 19 центов за минуту (о, немецкий сервис!)), это воспользоваться видеозвонком, где вы видите консультанта, а также у вас обоих есть возможность вести чат. Найти эту чудо функцию можно
здесь.
Итак, 21 августа я с утра пораньше, прихватив с собой деньги, гневное письмо и прописку, поехала на почту, которая находилась не больше не меньше в одной остановке трамвая, в одной остановке U-bahn и в 6 остановках автобуса (это все вместе). На почту я пришла к 10 утра, работало два окошка, а очередь уже была 15 человек… Прежде всего я решила купить конверт. Один. Обошла несколько раз стойку с конвертами и канцелярскими товарами, протерла глаза и увидела, что конверты только пачкой. Ладно, подумала я, может быть у служащего можно купить один конверт.
Подошла моя очередь и на сакраментальный вопрос о конверте я получила ответ, что конверты по одному не продаются, а надо брать пачкой на полке. Тогда, вспомнив отделение почты в Мюнхене, где можно было купить 1 конверт, я спросила, где другая почта, на что мне ответили, что другой почты нет! Анекдот только начинался…
Ну ладно, видать одна почта на весь город, ну или район. Делать нечего, пришлось идти к стойке.
Разнообразие немецких конвертов поразило мое воображение. Если в России самой главной моей проблемой при выборе конверта была картинка, напечатанная на нем, то по мнению немцев волновать меня должны были совсем другие вещи. А именно. Прежде всего мне надо было определиться с типом бумаги: хочу ли я конверт из свежей бумаги или серый конверт из переработанной. Я решила, что все-таки надо иметь уважение к получателю и не слать ему документы в конверте из старых газет, даже если эти конверты носители знака Blaue Angel. Затем мне надо было определиться с типом заклеивания конверта (не было у бабы проблем, решила баба конверт купить…). Как оказалось, есть три типа заклеивания: haftklebend - когда вы отклеиваете защитную полоску и заклеиваете конверт; selbstklebend - когда есть две полоски клея (сверху и снизу), которые при соприкосновении склеиваются; nassklebend - когда вы активизируете клеевую полоску с помощью жидкости. Более подробную статью на немецком языке о всех нюансах разных видов заклейки конвертов вы можете прочитать
здесь. Я хотела купить haftklebend, но конверты данной склейки и нужного мне длинного размера были только с пластиковым окном. Selbstklebend были только переработанные и только большими пачками по 100 штук. В результате мне не оставалось ничего другого, как купить 25 длинных белых конвертов без окна, nassklebend, заплатив 1,39. Ладно, в этой стране конверт важнее паспорта…
Расплатившись, я пошла к столу, чтобы подписать конверт. А теперь представьте себе картину маслом: за столом сидит дама, и жутко морщась, с перекошенным от всевозможных распирающих ее чувств лицом, облизывает конверт, чуть ли не плюя на него (хотя почему чуть ли?), а на конверте адрес Vodafone. Ну а что мне оставалось делать? Самая доступная жидкость - слюна, а конверт невкусный, вот и пришлось морщиться! Но со стороны конечно… В общем отправила я этот облизанный и обслюнявленный конверт за дополнительную плату в 70 центов за марку, и ушла восвояси на поиски магазина, чтобы купить воды и избавиться от вкуса клея.
Ответа все не было, мы уже переехали в постоянно-временную квартиру, и начали прилично нервничать, поэтому вновь решили атаковать электронную почту, посылая им письма, прилагая уже две наши Дюссельдорфские прописки. Но, как я уже писала выше - писать на электронную почту бесполезно (а вот писать в личные сообщения на
Facebook имеет смысл - там отвечают гораздо скорее и, самое главное, не отсылают в телефонную службу поддержки или на сайт).
Когда наше терпение окончательно кончилось, на календаре уже было 31 августа, а на руках новый договор на интернет с
Telekom, мы решили посмотреть, что, может быть, появились какие-нибудь документы в личном кабинете. И да, таки они появились - 30 августа. То, что говорилось в этом документе нас ни разу не порадовало - нас отключали с 23 ноября 2017 года, и до этого времени мы обязаны были платить. Расторгнуть Sepa (денежный автоматический перевод, на который мы подписались при заключении договора с Vodafone) мы сами не могли, это мог сделать только Vodafone. Круто, да? В Германии вы даже не распоряжаетесь собственным счетом. Хотите прервать платежи, а вам говорят - нет, подожди голубчик, вот компания, которая с тебя средства списывает сама расторгнет, когда посчитает нужным. Ненавижу.
А теперь о сроках отключения. По условиям договора надо предупредить о том, что вы хотите прекратить договор за 3 месяца (имею в виду, что если у вас договор на 24 месяца, то вы должны написать о своем желании не продлевать договор не позднее, чем в конце 21 месяца, а лучше еще и раньше). В случае Sonderkündigungsrecht надо еще документально доказать, что вы переехали и живете по адресу, где невозможно получить оплаченные по договору услуги, в нашем случае кабельный интернет. Но прописку заранее вам тоже никто не даст, прописку вы можете получить только тогда, когда приедете в город, сходите в Bürgerbüro и получите новую прописку. Только тогда вы можете документально доказать, что вы переехали, и там их интернет вам не доступен. И с момента получения этого письма идет отсчет новых трех месяцев. То есть вы обречены переплачивать. Заметьте, хотя они доблестно пишут “Dein Vertrag wird nach dem Telekommunikationsgesetz (Umzugstag + 3 Monate) gekündigt. Das bedeutet, dass Dein Vertrag erst 3 Monate nach dem Umzug beendet werden kann”, но по факту, три месяца вам отсчитают не с даты, стоящей в вашей новой прописке, а с того дня, когда они получили ваше письмо с пропиской и требованием о расторжении договора.
Так 23 ноября отсчитали с 23 августа, когда они получили мое письмо с пропиской с нашей квартиры с airbnb. Не с момента, когда у нас стояла новая прописка - 28 июля. Теперь я корю себя за то, что не сразу тогда отправила письмо о расторжении договора. С другой стороны, мы не знали, где мы будем жить в итоге и не знали, сможем ли мы остаться их кабельными клиентами или нет. Это какой-то сплошной кошмар и нервотрепка с переплатой…
Ну что я могу сказать, с потерями с нашей стороны, но нас отключили. Модем надо выслать не позднее, чем через 14 дней после закрытия договора, иначе спишут 100 евро, адрес, куда на высылать модем напечатан в письме, в котором стоит дата окончания договора. Я думаю, что я им вышлю заранее и сфотографирую отправку со всех сторон, особенно квиток с номером посылки, чтобы если посылку потеряют, было что им предъявить. Я им вообще не верю, впрочем, как и никому другому в Германии, где постоянно на ровном месте возникают проблемы, и все по тихому стараются отобрать у вас деньги.
Также, если кому-то нужна доверенность для Vodafone, то скачать ее можно
здесь.
Всем удачи и поменьше бюрократии в жизни!