В этой статье я хочу рассказать о том, как проходит Bewerbungscoaching, что полезного на нем можно узнать и поделиться своими новыми знаниями.
О том, как я получила направление на эти курсы я писала в статье
Что могут предложить гуманитарию на мюнхенской бирже труда". Но вот что я делала дальше?
На раздаче купонов нам было сказано, что мы сами вольны выбрать фирму, которая будет проводить с нами занятия, что это очень легко сделать, набрав в интернете Maβnahme Bewerbungscoaching. Самое главное, чтобы первое занятие прошло с 14 по 31 марта, а все занятия уложились в два месяца.
Я нашла две фирмы, которые занимались подобными тренингами
DAA и
IRC.
Первая фирма не отвечала на звонки, тогда я написала ей письмо, но ответы пришли через несколько дней, когда я уже записалась во вторую фирму, где мне сразу ответили по телефону, назначили первую встречу на 17 число и попросили прислать мое актуальное резюме.
День первый.
Я пришла в назначенное время. Фирма находится в доме, в котором не только другие фирмы, но и квартиры. Очень чистое светлое помещение, приятные сотрудники - мне открыл дверь молодой человек, предложил воды или чаю, ответил на мои вопросы.
Затем пришла очень приятная молодая девушка.
Первая встреча - вводная. Мы обсудили, чем будем заниматься, как будут проходить встречи - каждая встреча будет длиться 2,5-3 часа. Количество встреч будет определяться тем, как быстро мы будем достигать успеха.
Я рассказала о своих поисках работы, о том, сколько резюме я разослала, о том, сколько отрицательных ответов я получила, о том, чем я занимаюсь теперь и чего хочу теперь - изучать новую сферу и найти по ней практику. Девушка сказала, что так как эта компания - кадровое агенство, то возможно у них даже есть контакты фирм.
Что будет на курсах:
- как писать и оформлять резюме
- как написать красивое сопроводительное письмо
- как написать письмо на курсы, которые может быть одобрить АА
- как написать письмо на практику
- как вести себя на собеседовании и отвечать на вопросы
- как построить дальнейшие поиски работы/практики/курсов
Ситуация осложняется моим косноязычием и слабым знанием языка. Ну что поделать - буду писать ответы и работы дома, а на занятиях проверять. Также хорошо, что можно принести с собой ноутбук и сразу на нем исправлять резюме, правильно его оформлять.
Полезные советы:
- завести аккаунты в LinkedIn и Xing
- при получении отказов или не получении ответов на письма звонить в компании и пытаться выяснить, почему не отвечают или чем ваша кандидатура плоха, составлять список недостающих качеств и знаний, и работать над улучшением своих знаний. Диалог при таком звонке может начинаться примерно так: "Hier spricht Frau G. Kann ich mit Herr B. sprechen? Ich habe vor circa ein Monat meine Bewerbung an Sie gesendet und nur wollte ich fragen ein Feedback bekommen...".
День второй.
Эта встреча продолжалась три часа, но пролетела незаметно. В тот день мы переписывали мое резюме, делая его более слаженным и красивым. Поэтому резюме приготовьте заранее.
Общие рекомендации:
1) Выравнивание - верхнее -2,5; левое - 2,5; нижнее - 2; правое - 2,5.
2) Формат дат следующий: 06/2012; 10/2013; 09/2015 - bis lfd (lfd = heute - можно использовать оба варианта).
3) Если в графе "гражданство" стоит не Германия, то тогда надо указать, что есть разрешение на работу, бессрочное или на какое время.
4) Резюме составлять в хронологическом порядке.
5) Порядок частей следующий:
Persönliche Daten: Name, Vorname; Geburtsdatum/-ort; Familienstand; Staatsangehörigkeit: Russische Föderation, unbefristete Arbeitsgenehmigung.
Kurzprofil: выделить списком пару-тройку ваших главных характеристик
Berufliche Erfahrung: дата, затем должность (жирным шрифтом), название организации, город, страна, 5-6 главных обязанностей.
Praktika: Praktikum als Sekretärin in... ; Praktikantin bei...; Praktikantin im... дальше схема такая же как и в Berufliche Erfahrung.
Nebentätigkeiten (это какая-нибудь работа параллельно с учебой): заполняется аналогично предыдущим частям.
Schulbildung/Studium: заполняется также. Не забудьте указать вашу итоговую оценку. Например: Abschluss: Diplom mit Auszeichnung; Abschluss: Abitur (Note: 4,9 von 5 Punkten) (в Германии "1" - лучшая оценка, а "5" - худшая, поэтому стоит указать именно в таком формате, чтобы было понятно, что вы были одним из лучших или самым лучшим).
Qualifikationen: всякие призы, олимпиады, сертификаты и курсы. Схема заполнения такая же.
Sprachkenntnisse: родной язык идет последним в списке. Если есть сертификаты по языку - указывать здесь. Обозначить степень знания.
EDV-Kenntnisse: списком и написать степень знания.
Дата, место, подпись.
Ваши контактные данные можно указать строкой в верхнем колонтитуле.
Отправлять ваш Lebenslauf надо в .pdf.
Projekte - статьи, издания - отправлять отдельным документом.
Затем мы перерабатывали мое Initiativbewerbung.
Схема написания этого письма такая
Справа - телефон и адрес электронной почты (друг под другом)
Слева на этом же уровне имя и фамилия, затем улица, дом, индекс, город - ваш адрес (друг под другом).
Но мне больше нравится, когда все эти данные указаны в верхнем колонтитуле.
Затем слева в столбик: название фирмы, улица, дом, индекс, город - адрес фирмы-работодателя.
Справа: München, den 22.03.2017
Лучше всего письмо направлять конкретному человеку и знать, как его зовут. Для этого надо посмотреть сайты или даже позвонить в фирму. Желательно, чтобы фраз "Sehr geehrte Damen und Herren,..." не было.
Письмо имеет три части, но все письмо должно уложиться на одну страницу!
В первой части мы делаем вводное предложение, например "als studierte Informatiker habe ich schon während meines Studiums Erfahrungen in X (сферы деятельности, направления), X, X gesammelt", а затем кратко обрисовываем мотивацию, почему вы так хотите этим заниматься, например "Hobby zum Beruf zu machen".
Во второй части, главной части, мы пишем о том, какими знаниями обладаем - Kompetenzen.
В третьей части - почему должны взять именно вас - Unternehmenswert. "Mit mir gewinnen Sie ein..."
Все письмо должно быть очень позитивное, никакого негатива. Даже фраз "Mir ist bewusst, dass ich noch viel lernen muss, da ich erst am Anfang meiner beruflichen Laufbahn stehe" быть не должно. Ничего плохого о себе любимом.
Затем стандартное заключение, например "Ich freue mich über eine Einladung zu einem persönlichen Vorstellungsgespräch". Затем две пустых строки и стандартное "Mit freundlichen Grüßen" без запятой, ваша подпись и имя фамилия.
Справа и мелко: Anlagen (можно подчеркнуть): Lebenslauf, Kopien der Zeugnissen, Projekte, Referenzen.
Фразы для написания подобного письма можно найти в интернете.
Старайтесь не использовать часто ich, mich, mir и так далее. Как выкручиваться - не знаю.
Затем мы разбирали рекомендации.
Оказалось, что для рекомендации тоже есть форма.
1) На официальном бланке со штемпелем.
2)затем "Arbeitszeugniss".
3)Даты, временной промежуток, когда вы там работали. "Frau N. war von 10/2016 bis 11/2016 als XXX bei uns beschäftigt."
4)Описание фирмы.
5) Главная часть, где про вас пишут, какой вы замечательный. Должно быть обязательное перечисление ваших обязанностей списком, как в Lebenslauf.
6)"Frau N. verlässt der Redaktion mit dem 22.03.2017 auf eigenen Wunsch."
7) Обязательное пожелание удачи на вашем профессиональном пути."Ich bedanke mich bei Frau N. für die angenehme Zusammenarbeit und wünsche Frau N. für ihren weiteren beruflichen und privaten Lebensweg alles Gute".
8)Подпись, должность, дата, место.
Хорошо иметь две рекомендации при устройстве на работу. Как оказалось, в Германии рекомендации играют весомую роль. А еще нельзя слишком себя нахваливать, нужно всегда ставить себе "хорошо", а то видно, что это вы себе писали (как будто бы это и так не ясно).
На такое занятие хорошо приходить уже с готовыми письмами и резюме, чтобы было что править. Также хорошо приходить со своим ноутбуком - это значительно ускоряет процесс.
День третий.
Начали мы с того, что снова правили и резюме, и сопроводительное письмо и рекомендацию. В конце концов надо мной сжалились и прислали затем уже готовое, красиво оформленное резюме.
К сопроводительному письму:
внимательно читайте описание вакансии и пишите в письме те требования, которые требуются. Вспоминайте всю вашу профессиональную жизнь и старайтесь охватить все, что есть в требованиях - пишите и про опыт с прошлой работы, и с учебы и так далее, и тому подобное. Главное, чтобы все или почти все требуемые в вакансии качества, вы смогли бы отразить в вашем письме.
К резюме:
если у вас есть большой пропуск в работе, то можете написать так: "Berufliche Neuorientierung und Umzug nach Deutschland".
Из нового мы делали фото для резюме и разбирали ответы на общие вопросы на собеседовании.
На фото тоже есть стандарт. Вы должны представлять собой стандартного успешного человека - белая блузка, черный пиджак, улыбка в 32 зуба. Мне повезло и не пришлось покупать специально для этого одежду - я принесла блузку, а девушка - пиджак. После нескольких попыток на фоне белой стены, мы добились желаемого результата.
Мы тренировали самые распространенные вопросы для собеседований. Примеры таких вопросов и ответов в большом количестве есть в
интернете.
Из любопытного:
1) если вы собираетесь работать не по специальности, то говорите, что хотите найти работу, любите и можете учиться, хотите иметь перспективы развития. "Ich mőchte Entwicklungsmőglichkeit haben".
2)Долго не работали: "Ich habe Berufliche Neuorientierung gemacht und ich habe Deutsch gelernt, weil ich gewusst habe dass ich nach Deutschland fahren werde".
Также в этот день мы смотрели, что есть на рынке труда и какая есть практика. Я выучила новое слово "
Quereinsteiger" - человек, который ищет работу не по своей специальности. Эта часть занятия была довольно скучной, потому что посмотреть, что предлагают на разных сайтах, я могу и дома.
Сайты, которыми мы пользовались:
1)
http://karrierebibel.de 2)
jobworld.de 3)
praktikum.info4)
meinpraktikum.de День четвертый.
В этот день было гораздо интересней, потому что мы редактировали резюме и писали сопроводительное письмо под конкретную позицию. Так и дело пошло быстрее, и все было не так умозрительно. Затем мы еще раз прогнали вопросы для собеседования и посмотрели, как ответы на них можно подогнать под вакансию. Все-таки на примере легче работать.
День пятый.
На данный момент это был самый грустный и бесполезный день - все 2 часа, что я провела на занятии, мы смотрели в
Indeed.com и думали, куда бы можно было меня пристроить. Времени потерянного было ужасно жалко, потому что этим я могу и дома заниматься. Вдогонку мне было дано домашнее задание на наше седьмое занятие.
День шестой.
Наша самая короткая встреча - всего час, а не 2-3 часа как обычно. Моя наставница пригласила коллегу, принесла камеру, и мы вновь отрабатывали вопросы для собеседования, а затем просматривали видео и искали ошибки. В целом все прошло очень даже неплохо. Те советы, которые были даны, достаточно общие и всем известные, но я все-таки их озвучу:
1)Говорить медленно и громко, четко и внятно.
2)Все ответы - позитивные.
3)Все вопросы - в конце.
4)Твердое рукопожатие.
5)Классический стиль одежды.
6)Перед собеседованием узнать о компании и о том человеке, который будет проводить собеседование.
7)Заполнить пробелы в знаниях.
После разговора мне было предложено прийти еще раз в тот день, но я сказала, что у меня нет времени, потому что проводить там все дни напролет я была не намерена.
День седьмой.
В пятый день мне было дано домашнее задание: написать план кем я вижу себя сейчас (унылой безработной), через 3 года, через 5 и через 7 лет. А также найти вакансии, на которые бы я хотела устроиться, составить список и принести их для написания сопроводительных писем. Все было сделано, поэтому на занятии мы выбрали две вакансии и написали на них сопроводительные письма. Для еще одной я должна была написать дома самостоятельно сопроводительное письмо.
Что мне не нравится в подходе - искать вакансии по своей специальности (по которой нет работы) или по очень-очень смежным. Разговоры о том, что я бы хотела переучиться и вообще думаю над сменой направления, поэтому давайте напишем какой-нибудь пример, пусть и очень общий, но на другие специальности, хотя бы как выкручиваться, мягко пресекаются, начинаются разговоры об Ausbildung, о том как было бы хорошо поучиться три года, а вот потом будет видно. Но мне, во-первых, некогда терять еще три года в заведении, чья корочка нигде, кроме как здесь признаваться не будет; во-вторых, я придерживаюсь того мнения, что есть профессии, которые не требуют долгого обучения, на которые базово можно выучиться самому, а затем набирать опыт и знания уже в работе; в-третьих, уж лучше отучиться на бакалавра в вузе, чем в ПТУ; в-пятых - "утром деньги, вечером стулья. А наоборот можно? Можно! Но деньги вперед!" - я имею в виду, что грустно ходить учиться, когда финансы поют романсы, когда есть работа и устойчивый заработок намного приятнее думать о повышении квалификации, курсах, новом образовании... Но эту мысль не донести. Положено иметь корку. Нет корки - даже не думай. Каждый пункт инструкции должен быть отработан! Ох уж этот орднунг, безжалостный и беспощадный, да зачастую еще и бездумный.
Но было в этот день еще кое-что интересное. Я задала вопрос о зарплате. Как известно, в Германии не принято прилагать к вакансиям вилку заработной платы, но при этом первыми спрашивают, сколько вы желаете. И вот тут остро встает вопрос, особенно для начинающего работника - а сколько же просить? Как не попросить слишком много и как не попросить слишком мало? Что делать? Собственно об этом я и спросила свою наставницу. Было два ответа. Один был очень оригинальный - можно попросить кого-нибудь позвонить анонимно и спросить, сколько собираются платить на этой позиции. Я уже представляю эту детективную историю, звонок из телефонной будки, закрыть трубку платком, изменить голос и спросить, какого же размера будет зарплата на этой позиции. Второй ответ - попытаться найти исследование по заработной плате на эту позицию. Мне кажется эта позиция более мудрой. Существуют различные сайты для такие самостоятельных исследований, например
gehaltsvergleich.com. Также подобные сводки делают некоторые кадровые агенства и большие рекрутинговые фирмы.
Но я считаю, что это еще один минус Германии - скрывать заработную плату, тем самым имея возможность платить меньше.
День восьмой.
Какая тоска... Я уже хожу на эти занятия исключительно как на каторгу. Так как дома я заранее подготовила список ссылок на вакансии, которые считают подходящими, то мы написали еще три сопроводительных письма - два вместе, одно я сама, после этого мы все-таки разошлись. Было очень стыдно клевать носом, но за окном - дождь, да и так скучно. Мои намеки на то, что мы вроде уже и так все сделали, и пора бы заканчивать остаются непонятыми.
День девятый.
День начался с вопросов о том, что ответил ли мне кто-нибудь из тех компаний, в которые мы писали письма. К сожалению, я была вынуждена сказать, что мне никто не писал. Увы. Тогда мы снова проговорили, с каким текстом я могу позвонить в организацию и спросить о моей судьбе: "Guten Tag! Ich heisse... Ich habe eine Bewerbung zu position "XXX" für XXX gesсhickt und ich wollte fragen ob Sie mir eine Rückmeldung dazu geben kann". Я должна честно сказать, что я звонила, но либо говорят "потому что мы так решили, извините" или говорят, что все еще в процессе рассмотрения и со мной свяжутся, после чего пропадают на веки вечные.
Есле же звонят вам, то вы для начала, после представления можете спросить "Warum geht es?", после чего начать "активно" слушать - переодически издавая какие-нибудь краткие реплики типа "ага", "угу". Обязательно запишите имя того, кто вам звонит, чтобы в ходе разговора и при прощании обратиться к собеседнику по имени.
А затем мы снова смотрели в монитор и искали подходящие позиции.
День десятый. Последний.
Наконец-то наступило последнее занятие. Мы заполнили и подписали все официальные бумаги, после чего еще немного подредактировали резюме, добавив в него "Kurz Profil", сократили резюме до двух страниц, вычеркнув все лишнее. Также мы разобрали, что в каком порядоке складывать в Bewerbungmappe:первым, что увидит работодатель должно быть Anschreiben (ваше сопроводительное письмо); затем на следующем месте - Lebenslauf и на развороте справа - дипломы и сертификаты. Вкладывать надо только копии документов, но никак не оригиналы, так как папку могут у вас после собеседования забрать, а могут и не забрать. Также предлагалось создать странички на LinkedIn и Xing, но я сказала, что у меня уже есть. После этого очень тепло попрощались и разошлись.
"Свобода!", - хотелось кричать мне, но я сдержалась и просто с радостной улыбкой пошла на автобус.
Какое резюме я подведу? Курсы не бесполезные - мне помогли красиво оформить документы, я получила большой запас красивых немецких фраз, потренировала язык, мы написали ответы на вопросы для собеседования. Но если бы курсы были менее затянутыми, то в них было бы гораздо больше толку - на короткие курсы ходишь, зная, что надо выложиться по полной в короткий срок и это реально, но когда занятия тянутся бесконечно и приобретают характер смотрения в экран, то это очень угнетает.
Идти на такие курсы или нет - это ваш выбор и ваше решение, я лишь постаралась кратко изложить суть процесса и того, чему там могут научить. Надеюсь, что для кого-нибудь эта информация окажется полезной.
PS
С биржи труда мне прислали бумагу, которую я могла заполнить, чтобы вернуть деньги, потраченные на проезд. Я указала, сколько дней длились занятия, что одна поездка в одну сторону стоит 2,80, подсчитала итоговую сумма и отнесла бумагу на биржу труда. Как оказалось, нельзя просто взять и занести бумаги в кабинет, надо обязательно слать их по почте или по факсу. Ну не бред? В итоге мне отказали в возврате средств, так как на момент посещения курсов у меня был годовой абонемент на транспорт. Без комментариев.
Кстати, бесплатные семинары по написанию резюме и сопроводительного письма проводятся и
AMIGA JobCafe. Называются они примерно так "
Bewerbungsunterlagen optimieren".
Всем удачи!