Ущелье Партнахкламм и Rundtour über Wamberg, Graseck und die Partnachklamm

Jun 01, 2017 08:31

Когда температура на улице достигает почти 30 градусов тепла, то хочется куда-нибудь спрятаться. Мы подумали-подумали и решили, что надо поехать в ущелье Партнахкламм, а заодно и погулять вокруг, благо маршрутов много.

Ущелье популярное и известное, в год его посещают около 200 000 туристов, о нем много пишут и его много фотографируют, поэтому в конце поста я приведу список сайтов, где можно почитать другие отзывы и посмотреть фотографии.

Прежде всего мы стали смотреть, как доехать до ущелья. Это несложно - нужно на сайте DB вбить von München Hbf - nach Skistadion, Garmisch-Partenkirchen, и тогда вы получите маршрут, состоящий из поезда и автобуса. Также вам предложат варианты билетов. И вот тут будьте внимательны: самый дешевый билет, который вам предложат - Regio-Ticket Werdenfels за 26 евро на двоих. Подвох состоит в том, что этот билет не действует в автобусе, который идет до стадиона! Поэтому вам надо будет решить, путем подсчетов и оценки своих сил и планов, какой билет вам выгоднее покупать.

Исходить надо из следующих расценок:
Regio-Ticket Werdenfels - 26 евро на двоих, на автобус не действует.
Bayern Ticket - 31 евро на двоих, действует на весь траснспорт внутри Баварии, неограниченное количество пересадок, то есть нашем случае, действует на автобус.

Проезд на автобусе до стадиона - 1,90 на одного в одну сторону.
Пешеходная тропа от вокзала до стадиона - примерно 3,5км, бесплатно.

Обо всем этом мы узнали уже тогда, когда надо было входить в автобус. А пока мы поверили сайту DВ и купили билет за 26 евро в автомате на вокзале (мы нашли билет, включив поиск по алфавиту).

Мы выбрали поезд в 8-13, чтобы выехать пораньше и пока не жарко. Однако, приходите заранее - туристов много. Садитесь у большого окна, слева по ходу движения и наслаждайтесь роскошными пейзажами - озером, долинами и горами.

Поезд немного опоздал, поэтому на автобус мы бежали всем поездом. Остановку найти можно следующим образом: выйдя из вокзала (например, через центральный выход), идите затем вдоль вокзала налево, вскоре вы увидите остановку с зеленым знаком. Тут и останавливается нужный нам автобус, на котором висит огромное объявление, что Regio-Ticket Werdenfels, а также Bahn-Card на автобус не действует, а проезд до стадиона стоит 1,90. Мы решили, что в одну сторону точно проедем, так как не знаем ни куда идти, ни сколько, да и силы надо беречь.

Автобус идет через город, по красивым улицам с расписными домами. Есть чем полюбоваться!
К стадиону мы прибыли в 9-39. Уже было жаркое палящее солнце, поэтому мы намазались кремом от солнца, а затем пошли осматривать стадион, построенный к гитлеровской олимпиаде 1936 года. Стадион небольшой, но заслуживает внимания - шикарные скульптурные изображения, от которых так и веет величием и стилем. Даже несмотря на то, что прошло уже много лет, они прекрасно сохранились и выглядят не менее впечатляюще!

Это место с историей, с узнаваемым архитектурным стилем, который помогает перенестись в прошлое и живо представить себе торжественную атмосферу тех дней. Сейчас здесь проводится выставка об олимпиаде 1936 года, но, как и всегда в современной Германии, не обошлось и без обязательной ложки дегтя. Судите сами по плакату, приглашающему на выставку (мы на выставку не ходили):

Узнать об истории олимпиады и стадиона позволяют информационные стенды с фотографиями при входе на стадион. На внешней стороне стадиона висят портреты победителей различных олимпиад. Также рядом со стадионом есть парковка и туалеты (0,50), ресторан и гостиница, канатная дорога и родельбанн.

В 10-00 мы все-таки отправились к ущелью, на дорогу к нему указывает большой указатель на стене стадиона, поэтому заблудиться сложно.

Идти к ущелью приятно - широкая асфальтовая дорога, никаких препятствий, местами тенек, а впереди манит к себе снежная гора - вид сказочный! По дороге мы встретили харчевню, ларек и туалет, с предупреждением, что следующий туалет будет примерно через час. По дороге расставлены камни, отполированные до блеска - очень интересно их потрогать.

К кассе ущелья мы дошли к 10-40. Вход в ущелье стоит сейчас 5 евро со взрослого. По ущелью можно ходить сколько угодно, но обязательно сохраняйте билеты - их могут снова спросить, если вы будете выходить через кассу.

Также отсюда начинается подъем на тропу справа от ущелья.

Мы читали, что в ущелье холодно, мокро и темно. Поэтому мы взяли с собой шлепанцы, которые одели на скамейке перед кассой, а кроссовки положили в пакет. Надо сказать, что нам повезло с погодой - до этого не было дождей, а погода стояла жаркая и теплая, поэтому дорожки ущелья были достаточно сухие, а сверху капало несильно. Однако пару раз в лужу мы все-таки провалились…

Поэтому я могу посоветовать одеваться следующим образом: температура в ущелье опускается примерно на 10 градусов - если на улице 29, то в ущелье около 20 и в шортах, футболке и шлепанцах не холодно (подмерзать начинаешь только через час нахождения в ущелье), но если на улице 18, а в ущелье 8, то имеет смысл прихватить кофту или свитер; возьмите с собой сменную обувь - дорожки земляно-каменистые, влажные, местами лужи, которые прячутся в темных коридорах; не забудьте дождевик - сверху капает; и возьмите фонарик (подойдет и на телефоне), чтобы подсвечивать себе дорогу, не оказаться в луже и не упасть.

Дорожка идет вдоль ущелья с одной стороны. Она достаточно узкая, но разминуться с идущим вам навстречу туристом можно. Зонтиком пользоваться неудобно. Проход ущелья в одну сторону занимает 20 минут - с остановками, любованиями и фотографиями. Ущелье очень красивое, поражает мощь природы - огромные скалы, шумный и бурлящий поток голубой воды.

Мы прошли ущелье три раза, то есть пробыли в нем час - зато мы осмотрели его со всех сторон, обязательно поднимайте голову наверх - можно увидеть не только струи воды, льющиеся сверху, но и застрявшие камни, причудливые очертания скал.

Не менее любопытно наблюдать и за туристами - у всех такие серьезные и озабоченные выражения лиц, в МФО за микрокредитом под адский процент идут с меньшей озабоченностью на лице. В основном пробегают ущелье в одну сторону, редко кто ходит по нему несколько раз, чтобы насладиться видами со всех сторон. Туристов много - одиночки и семьи с детьми, кто-то ведет за собой собак, которые тоже не выглядят слишком радостно, я подозреваю, что из-за шума.

Мы окончательно вышли из ущелья в 11-40. С другой стороны ущелья нет кассы и смотрителя, поэтому, в принципе, можно зайти в ущелье с конца, пройти до того момента, как видна впереди крыша кассы и маленький низенький мостик, не входить в туннель перед кассой, вернуться назад и выйти незамеченным… Но я вам об этом не говорила, конечно.

Когда выходишь из последнего темного туннеля, то оказываешься перед прекрасным видом - лес, поток воды, заснеженная вершина и солнце! Берег мощной реки так и манит, чтобы посидеть и перекусить. Можно выбрать место на солнце или в тени, удобно устроиться на камнях и устроить пикник, а после поплескаться в воде (вода холодная, бодрит!), вымыть ноги и пойти дальше.

Так мы и сделали, и только в 12-05 начали наше дальнейшее движение.

Мы заранее изучили маршруты, которые есть вокруг ущелья, и решили, что пойдем по Rundtour über Wamberg, Graseck und die Partnachklamm, протяженностью 13км, но часть его мы уже прошли - маршрут захватывает ущелье и дорогу к нему от стадиона.

Таким образом, мы пошли налево, а можно было пойти и направо - тут уже дело вкуса и интереса.

Мы стали подниматься - дорога земляная, местами ступени, по жаре подниматься тяжеловато, но зато, когда мы поднялись, то были вознаграждены роскошным видом на горы! Мы шли прямо, если смотреть на карту маршрута, то видно, что будет ответвление дороги на мост над ущельем (к нему можно прийти и слева, с другой стороны ущелья). На мост есть указатель, так что пропустить его сложно. По указателю мы свернули налево и стали спускаться к мосту, к которому пришли в 12-40. Мост небольшой, узкий, стоять на нем страшно, особенно, если смотреть вниз на ленту ущелья - ух!

После этого мы вернулись на маршрут, зашли в ресторан в туалет (бесплатно), и чтобы умыться, снова посмотрели на карту и стали подниматься дальше. Надо сказать, что практически половину маршрута мы поднимались - медленно, плавно, но верно. По жаре это было тяжеловато, тени на маршруте не так уж много, но еще хуже со скамейками - на определенном этапе я уже так устала, а посидеть было негде, что я села на дорогу. Также плохо с туалетам - казалось бы, природа, а подходящих мест - мало.

Дорога широкая, песчано-каменистая, идти удобно, особенно с палками для шведской ходьбы. К 13-16 мы дошли до ответвления на Eckbauer к Eckbauerbahn. Мы же пошли дальше, по своему маршруту. Горы оставались позади нас, поэтому мы периодически оборачивались и любовались горами.

Вскоре мы встретили ресторан, где уже было много народу, который перекусывал и пил пиво. Мы же по такой жаре пиво пить не стали, а взяли стакан холодного освежающего молока - 0,5 л за 2 евро - оно прекрасно утоляет жажду и поднимает настроение!

Особенно нам понравился фонтан у ресторана - на фоне гор стоят две вороны, которые периодически открывают рты, откуда льется вода! Чудо, как хороши! В ресторане мы были примерно в 13-40.

Напившись молока, мы отправились дальше - пред нами предстала долина, справа паслись овцы, звеня бубенцами, а слева - дородные, довольные жизнью коровы. Дорога то уходила немного вниз, то снова шла наверх, но в целом, мы все время шли вверх.

Когда мы смотрели на карту, то решили, что Wamberg это гора (хотя нас и смутил указатель высоты), но мы решили, что раз стоит крест - значит гора, ведь обычно в Германии на вершинах гор стоят кресты. Поэтому мы были уверены, что мы будем идти вверх, вверх, вверх, дойдем до вершины, а оттуда начнется спуск. И вот мы шли и шли, шли и шли, появился указатель “Wamberg ½ Std.” - «До Вамберга 30 минут», после чего начался резкий спуск. Мы были очень удивлены!

Спуск был очень резкий, а дорога испортилась - земля, камни, разбитый асфальт, какая-то дорожная ткань торчала из земли, но вид слева все искупал! Вскоре дорога наладилась, стала асфальтовой и пошла мимо цветущих холмов. А вскоре мы увидели «гору с крестом» - это оказалась церковь в низине! А вокруг - жилой поселок, фермерские дома и ресторан.

Скамеек не было, поэтому мы устроились на земле, в тени церкви, стали отдыхать и трапезничать (с 15-30 до 15-45). Попытка зайти в церковь провалилась - она была закрыта, зато мы оценили богатый алтарь через стекло в двери. Еще мы полюбовались коровами, что отдыхали неподалеку, а потом пошли по указателям к стадиону.

Дорога пошла через лес, даже с тенью, но очень круто вниз, вихляя, а еще было много камней и песка, которые проворачивались под ногами и все время было ощущение, что еще немного и упадем (мы были в обычных городских кроссовках и до этого участка проблем не возникало). Без палок я бы точно не прошла.
Если посмотреть на маршрут, то видно, что стрелки указывают направление - через Вамберг к ущелью, а не наоборот, как мы пошли. И поначалу, я винила себя в том, что мы пошли против стрелок, думая, что нам достался тяжелый подъем. Но когда мы стали спускаться, то я поняла, что лучше плавный постоянный подъем, чем резкий и крутой.

Но даже несмотря на то, что маршрут был для нас сложноват и утомителен, что повторить мы бы его не хотели, да и мы не нашли его особо интересным, мы были очень довольны собой, тем, что мы преодолели его, выложились, и чувствовали себя приятно усталыми.

К 16-45 мы дошли до стадиона. Снова платить за автобус нам не хотелось, поэтому мы воспользовались картами и навигатором от Google и проложили маршрут вдоль реки Партнах. Идти очень приятно и удобно - до самого вокзала вдоль реки тянется Geologischer Lehrpfad - пешеходная тропа с разными камнями и скульптурами. Есть спуски к воде, где можно умыться и освежиться, много скамеек (где они раньше были?).

Не обошлось и без казусов. Идя по тропе, вдоль кустов, мы увидели впереди, высунувшуюся черную руку, вытянутую как стрела, с бутылкой пива. Затем под гогот и хохот показался и ее обладатель, а за ним такой же веселый и разбитной его темнокожий друг, и такая же темнокожая подруга. Весело болтая и пританцовывая они удалились в сторону баварских домов. Вот такая сейчас альпийская идиллия.

На Bahnhofstrasse мы свернули налево, к вокзалу. Наше внимание привлекло чучело неведомого нам зверя в витрине в аптеке:

В 17-37 мы вошли в вокзал.

Расписание говорило, что в 17-55 на 3 путь придет поезд до Мюнхена. Но придя на 3 путь, мы не обнаружили этот поезд ни в расписании, ни на табло. Табло говорило, что ближайший поезд в 18-05. Неразбериха…

Действительно, поезд пришел в 18-05, только два вагона, правда обещали прицепить еще несколько, но ждать никто не хотел, поэтому вся огромная, спустившаяся с гор толпа побежала атаковать состав. С велосипедами, палками, рюкзаками… Нам места достались, мы устроились поудобнее, наш состав тронулся, но уже через пару минут затормозил, и в нас что-то въехало. Скорее всего - вторая часть поезда. «Отцепилась…», - подумали мы. Дальше мы тащились как черепаха, а в Weilheim (Oberbay), было объявлено, что поезд сломался, дальше пойдет медленно и с большим опозданием, кто торопится, может пересесть в поезд, который придет через несколько минут. Разумеется, 90% пассажиров покинула невезучий состав и понеслась на соседнюю платформу, готовясь брать поезд на абордаж.

В результате мы приехали в Мюнхен только в 20 часов.

Полезные ссылки:
8) Брошюра об ущелье на русском языке

Отзывы, рассказы, фото:
1) Ущелье Партнахкламм
2) В суровой горной стране, где острые пики кромсают низкие облака…
3) Поездка в Гармиш-Партенкирхен (Garmisch-Partenkirchen) и Ущелье Партнах (Partnachklamm)
4) Ущелье Партнахкламм
5) Ущелье Партнахкламм в Гармиш-Партенкирхен
6) Олимпийский стадион в Гармиш-Партенкирхене

Нам в нашем путешествии понадобилась удобная одежда и обувь (одевайтесь по погоде, а прогноз советую смотреть на wetter.de), палки для ходьбы, головные уборы, своя еда и 3 литра воды (кроме ресторанов, магазины нам не попадались), навигатор и карты в телефоне (мы еще брали зарядку для телефона, чтобы подзарядить его в поезде), крема от солнца, полотенце, солнечные очки, сменная обувь, дождевики, фонарик, паспорта и ручка, чтобы подписать билет.

Обратите внимание на обратную сторону билетов в ущелье - там дан перечень мест в которых вы можете получить скидку при предъявлении билета: Das Graseck - 1,5 евро при заказе от 15 евро; Olympia Haus - 50 центов при заказе от 10 евро на человека; Sausalitos- с 12 до 16 второе главное блюдо в подарок.

Всем интересных и красивых путешествий!