Спартак - негр?!

Jan 07, 2017 16:47

Сегодня я хочу рассказать о рождественском походе на балет. На балет «Спартак» в Национальном театре Мюнхена.


Прежде всего я хочу начать с рассказа о покупке билетов. Поход на балет планировался заранее, был выбран выходной день и за два месяца до спектакля, то есть 5 ноября 2016 года (так как 6 ноября был выходным днем, то продажа билетов открывалась в субботу), в первый день продажи билетов, рано утром, мы направились в кассу, чтобы купить недорогие билеты. Почему рано утром? Почему именно в первый день продажи билетов? Ответ очевиден и прост - чтобы быть впереди планеты всей, а то ведь раскупят! Это сказался русский менталитет, особенность характера, а также проживание в российских столицах. Я отлично помнила очереди за билетами в Большой театр в Москве, когда кассу брали измором, поэтому решила, что в Мюнхене, конечно, масштабы поменьше, но свой шанс упустить нельзя!

Каково же было мое искреннее удивление, когда подойдя к 10 часам к кассе, я не увидела абсолютно никакой очереди! Никакого ажиотажа! Кроме меня в кассе была еще пара человек и все! Поэтому мы беспрепятственно купили заранее выбранные билеты по 17 евро - мы решили взять те же места, что и в прошлый раз, когда я с моей гостьей ходила на балет «Евгений Онегин»: 2 Rang rechts, Reihe 2, места 32 и 34. Мы выбрали спектакль в 14-30 (был еще вариант в 19-30), чтобы не поздно возвращаться домой. А затем отправились гулять.

Почему «Спартак»? Перебрав многие спектакли, мы решили, что это компромиссный вариант, который нам обоим будет интересен. Более того, это признанная классика, на которую хотя бы раз в жизни нужно сходить. К тому же нам нравится фильм «Спартак», хотя он не имеет почти ничего общего с балетом.

И вот настал долгожданный день. На улице настоящая рождественская погода - яркое солнце, голубое небо, белоснежный снег и минус 8, поэтому поход в театр как нельзя лучше вписывался в праздничную канву.
Так как на улице холодно и снежно, то одеваться надо было тепло, но одновременно хотелось и хорошо выглядеть, поэтому я взяла с собой туфли. И не прогадала! Большинство посетительниц взяли с собой сменную обувь и были в туфлях. Пакеты с сапогами принимают без каких-либо проблем. Гардеробы человеческие и совершенно бесплатные. Чаевые на ваше усмотрение. Также в театре было очень тепло, и я не смогла бы комфортно провести 3 часа в сапогах (три действия, два антракта). Да и не удобно перед уборщиками - неприятно пачкать ковры и лестницы отпечатками своих сапог.

Надо отметить, что в этот раз публика была одета гораздо лучше, чем весной. Возможно сказался выходной день, праздничное настроение (6 января - День трех королей) или же просто так совпало, но многие были в юбочных костюмах или платьях, особенно дети; также было несколько очень красивых дам - в вечерних и театральных туалетах (глаз не отвести!), но были и те, кто пришел в джинсах, кроссовках и свитерах. Красивые прически замечены не были. Некоторые мужчины были в костюмах, но без галстуков или бабочек.

Как я уже писала в прошлый раз, наши места были достаточно комфортные - с них хорошо видно сцену без биноклей, но придется наклониться и присесть на край сиденья, чтобы увидеть всю сцену. В этот раз я отметила для себя, что со второго ряда галереи, правая сторона, примерно с мест 68-70 сцену видно даже лучше (целиком), но места стоячие и под самым потолком. С последнего ряда галереи, сидя на жёрдочке (сделаны специальные очень высокие сиденья) не видно ничего.

Так как антракты были довольно длинные, то у нас было достаточно времени, чтобы погулять по театру. Большинство зрителей толпилось в очень маленьких буфетах (шампанское за бокал - 5,50 евро). Программка стоит 6 евро.
Признаюсь честно, что до прихода в театр я не ознакомилась со списком актеров, поэтому, когда на сцену вышел Спартак-мавр (я использую слово «мавр» относительно темнокожих людей, представителей негроидной расы), я, мягко скажем, удивилась. Насколько я помню, Спартак был фракийцем (примерно Болгария, Греция и Турция), а если обратиться хотя бы к Википедии, то можно прочитать «мнение Плутарха, что «он был культурным и образованным человеком, больше похожим на грека, чем на фракийца». То есть негром он никак не был. А тут такой сюрприз! Как выяснилось в антракте, Спартака играл некий Osiel Gouneo, кубинец.

Что я хочу сказать - он прекрасный танцор и я ни в коей мере не хочу принизить его танцевальное мастерство, но видеть его в образе Спартака я не хочу. Мой нетолерантный и не слишком open-minded мозг просто не может принять и осмыслить это. Он бы органично смотрелся в обрезе Отелло (или мавра, коего он и играет в «Петрушке»), но не в образе Спартака. За столь неудачный выбор с балета снимается один балл (а в вечерней версии спектакля Спартака играл Vladimir Sklyarov, а Красса казах Erik Murzagaliyev).

Чтобы закончить тему Osiel Gouneo, хочу сказать, что впредь буду внимательней смотреть актерский список и не пойду на следующие спектакли с его участием:

Romeo in Romeo und Julia - Ромео в «Ромео и Джульетта»
Blauer Vogel in Dornröschen - Синяя птица в «Спящей красавице»
Prinz in Der Nussknacker - Принц в «Щелкунчике»
Prinz Siegfried in Schwanensee - Принц Зигфрид в «Лебедином озере»
Prinz in Cinderella - Принц в «Золушке»
Basilio in Don Quijote - Базилио в «Дон Кихоте»
Franz in Coppelia - Франц в «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами» («Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами») (действие происходит в бывшей Галлиции, которая занимала часть Венгрии и Польши).

Не потому, что он плохо танцует, это было бы ложью, ведь как танцор он весьма хорош, но потому что я не могу представить себе темнокожего актера там, где должен быть белокожий герой. Нечто похожее можно увидеть в конце фильма «Жизнь других» - когда после объединения Германии одна из постановок получает новую жизнь, но роль главной героини исполняет темнокожая актриса… Очень сильный диссонанс.

Надо сказать, что придя домой, я стала смотреть другие постановки «Спартака» и в постановке «Большого театра» в Париже, Спартака также исполняет мавр-кубинец Карлос Акоста…

Если говорить о самом балете, то не могу сказать, что он произвел на меня сильное впечатление и привел в восторг. Больше всего понравился Красс -  красавец Jonah Cook и замечательный танцор (в результате получилось, что он перетягивал на себя симпатию). Не отставали и Ivy Amisti в образе Фригии и Ksenia Ryzhkova в роле Эгины. Что касается массовки, то хочу отметить, что рабы особой слаженностью не отличались (но может это был художественный ход, призванный объяснить нам, почему армия Спартака понесла поражение?).

Спектаклю я бы поставила тройку. Я не могу четко сформулировать, чего ему не хватило (динамичности ли, экспрессии ли, выразительности ли), но он не завоевал места в моем сердце, и вышли мы из театра с чувством легкого разочарования, словно бы нам чего-то не додали…

Не обошлось и без воплей и топота.

Придя домой я решила почитать о балете и нашла лекцию Светланы Потемкиной, которая разбирала балет на примере постановки Большого Театра с Марисом Лиепой в роли Красса (конечно местный Красс совсем не дотягивает до Мариса Лиепы по драматизму и актерскому мастерству). В лекции в конце есть фактическая ошибка, касающаяся сцен, на которых идет «Спартак» - как мы теперь знаем, данный балет можно посмотреть и в Мюнхене. Но даже просмотривая отрывки спектакля Большого театра в лекции, мне стало ясно, что данная постановка - слабая, в ней не достает энергетики. А еще очень любопытно увидеть отрывок «Спартака» в постановке Леонида Якобсона - я бы с удовольствием посмотрела весь балет с его хореографией, масштабными декорациями, которые передают дух и величие Римской империи.

А что думаете вы?

Всем приятных выходных и интересных постановок!

Германия, Театр, Досуг, Мюнхен

Previous post Next post
Up