Линдерхоф - драгоценная шкатулка, затерянная в горах

May 30, 2016 14:21

Три года назад, когда я посещала с мамой Мюнхен в качестве туристов, мы ездили с группой в Линдерхоф. Мне настолько понравилось это место, что я очень хотела побывать там снова. И вот день настал! И хотя, на первый взгляд путешествие выглядело громоздким из-за количества пересадок, но на самом деле оно получилось легким, вкусным и приятным. Мы посетили не только дворцово-парковый ансамбль Линдерхоф, еще одно детище Людвига Второго, но также побывали в монастыре Этталь, где выпили пива и купили сыра, и прогулялись по деревушке Обераммергау.
Чтобы составить маршрут и узнать расписание поездов и автобусов, я как всегда воспользовалась сайтом DB. В графе «станция отправления» я ввела Muenchen, Hbf, а в графе «прибытие» - Ettal, Schloss Linderhof (Tourismus).
Таким образом, я получила следующий маршрут:

8 -32 - отправление поезда

9-44 - прибытие в Oberau, выход из поезда, чтобы пересесть на автобус 9606, направление в Füssen

9-58 - посадка на автобус

10-08 - выход у монастыря, Klostergasthof, Ettal

10-47 - посадка на той же остановке на автобус 9622, идущий в Линдерхоф, направление Schloss Linderhof

11-05 - прибытие на конечную остановку, выход из автобуса

На деле все оказалось достаточно просто, но не без небольших приключений.

Прежде всего, мы как обычно купили баварский билет (28 евро на двоих), и в этот раз он себя полностью оправдал - мы использовали очень много транспорта.

Когда мы пришли, минут за 20 до отправления поезда, наш состав уже был подан. Как оказалось, он состоит из двух частей - одна ехала в Инсбрук, а другая в Тироль. И хотя поезд разделялся только в Гармиш-Пантеркирхене, мы решили сесть в ту часть, которая рекомендовалась в расписании (в расписании были написаны оба номера поезда, но направление было указано именно Инсбрука). От греха подальше. И хорошо, что мы это сделали - в Оберау двери нашего вагона оказались почти напротив входа на вокзал, куда нам и было нужно. Так что в расписании все-таки пишут что-то полезное!

Что интересно, та часть, что ехала в Тироль была переполнена людьми, велосипедистами, туристами, любителями ходьбы и прочих развлечений, а наша часть, хотя бы поначалу, была более-менее свободна.

Мы выбрали удобные места со столиком. На каждом столе была карта с маршрутами поездов, картинками, озерами… Приятно и познавательно. Как всегда, в поезде были туалеты, розетки, чистота и порядок. Пассажиры приходили, рассаживались и была абсолютная благодать, пока как фурия не вбежала проводница-кондукторша и не стала всех пересаживать в срочном порядке - инвалидов с колясками и роллаторами в одну сторону, на откидные сиденья (люди, конечно, сопротивлялись), родителей с колясками и малыми детьми в другую, велосипедистов в третью. Это был кошмар, крики, визги, ворчания… При этом билеты ее совершенно не интересовали, зато перераспределение пассажиров между вагонами… Мда…

В конце концов, мы все-таки отъехали, как всегда без каких-либо объявлений, поезд лишь дернулся и поехал… К моменту отправления поезд уже был битком набит, а на следующей станции, местной Удельной, Muenchen Pasing, вошло еще столько же людей. Мест не было. Кто-то сидел на полу, кто-то стоял, кто-то менялся местами. А ведь все могло бы быть намного лучше и спокойнее, если бы поездов было больше, а также если бы велосипедисты не занимали своими двуногими конями откидные сиденья и места в поезде (они их прислоняли к этим местам, привязывали, устраивали самую настоящую кучу мала, а людям было негде сидеть, стоять и пройти тоже не представлялось возможным. Это еще одна причина, по которой я отрицательно отношусь к велосипедистам).

Из-за огромного количества народа, шума, гама, дорога показалась очень долгой и утомительной. Однако какие чудесные места открывались из окна - если сесть справа, то будет виден берег Штарнбергского озера и горы, если слева - поля с коровами и козами, заснеженные вершины, деревушки и озера. С любой стороны можно садиться смело - везде прекрасные живописные пейзажи!

Наш поезд выехал вовремя, но прийти в Оберау вовремя не смог - опоздание составило 6 минут. Так как мы не знали, как долго нам надо было идти до автобуса, то мы стали немного волноваться. Вместе с нами из поезда вышло еще около 15 человек, которые бодро направились за здание вокзала. Мы тоже решили пойти за ними и обогнули вокзал справа (можно пройти вокзал насквозь). Затем мы все остановились, и тут оказалось, что все идут на тот же автобус, что и мы, но никто не имеет ни малейшего понятия куда идти! Но хорошо, что немцы - отзывчивые ребята, поэтому мы объединились и пошли прямо, перпендикулярно вокзалу, мимо подземного перехода, по направлению к дороге (Münchner Straße). Затем мы посмотрели направо и налево, где и обнаружили остановку! Все облегченно выдохнули, и пошли проверять, та ли эта остановка. Оказалось, что та! Таким образом от поезда до остановки - 3 минуты ходьбы, мы зря волновались.

В свободное время мы любовались голубым небом и прекрасными горами. Есть мнение, что Баварии достались самые некрасивые Альпы. Быть может, но для меня - все горы прекрасны!

В назначенное время пришел наш автобус. Хороший комфортный красный автобус, напоминающий экскурсионный. Только вход - в переднюю дверь, поэтому потребовалось время, пока мы все вошли.

Дорога недлинная, но красивая - по краю горы, небольшой, совсем крохотный серпантин, вид на деревню, а затем мы въехали в Этталь. Внимательно слушайте остановки - в нашем автобусе не было электронного табло, а запись, объявлявшая остановки была очень-очень тихая. Но свою мы не пропустили - водитель знает, что здесь выходит много туристов. Остановка у самых стен монастыря. Вышло буквально несколько человек - мы, семья из 5 человек и еще несколько людей. Остальные поехали дальше.

Здесь у нас была большая, 40-минутная прогулка. Мы зашли в бенедиктинский монастырь, основанный в 1330 году. Справа - магазин и платный туалет, а впереди - зеленый монастырский двор. Мы же поднялись по лестнице справа и направились в базилику. Роскошный барочный собор (18 век), от красоты которого просто захватывает дух! Скульптуры, росписи, бОльшая часть которых исполнена в техники гризайль. Свет струится из окон и освещает, оживляет скульптуры. Когда мы вошли, оказалось, что монах ведет экскурсию для немецких туристов. Мы не стали мешать и садиться, а осмотрели Базилику и вышли. При выходе мы обратили внимание на бюст Руперта Майера (весьма почитаемый иезуитский священник, участник антинацистского движения, святой; похоронен в крипте церкви Бюргерзааль в Мюнхене, где также есть небольшой бесплатный музей, часть экспозиции которого посвящена Руперту Майеру), которой некоторое время проживал в монастыре, так как аббатство не поддерживало гитлеровский режим. (Очень понравилась статья на сайте Schagau.ru про историю монастыря, саму деревню,  а также там есть фотографии экстерьера и интерьера собора.)

Выйдя из базилики мы направились налево, так как увидели открытую дверь. Зайдя туда, мы увидели монаха, который сидел, попросту говоря, в охранниковском окошке. Он принял нас за американцев и стал говорить по-английски, но когда узнал, что мы их России и из Петербурга, то страшно обрадовался, рассказывал о своих путешествиях по Волге, о Волгограде, о нашем городе, о белых ночах, одним словом, не хотел нас отпускать, так ему хотелось поведать нам о том, как ему понравилось, в каком восторге он был от Москвы, от России, от Волги-матушки, и какая у нас замечательная страна, и как хорошо у нас говорит на английском молодежь! Ну что сказать - приятно и даже очень! Расстались мы, пожав друг другу руки, и чрезвычайно довольные друг другом! (В арке располагался вход в монашеские кельи, поэтому нас туда не пустили).

Мы спустились по ступеням вниз и пошли в арку, что была справа. Затем мы повернули направо, прошли полминуты и оказались у пивоварни. Но магазина не было, ресторана тоже, а музей пивоварения в арке был закрыт.

Тогда мы направились обратно, так как вскоре должен был прийти наш автобус.

Вслед за нами пришла семья из пяти человек. Такой дружной компанией мы погрузились в автобус и поехали в Линдерхоф (на этот раз в автобусе было электронное табло).

Дорога хорошая, красивая, проходит вдоль гор и деревень. Пасторальные виды будят в душе сентиментальные мечты… Одуванчиковые поля, купол церкви на фоне горной гряды, тишина, свежая зелень - и вот уже хочется оставить шумный столичный город, все бросить, купить домик, открыть Gaststätte (ресторанчик) или Kneipe (рюмочная), завести много-много детей, бегать с ними по лугам, ловит сачком бабочек, поить их свежим теплым парным молоком, только что принесенным от соседа-фермера… Пребывая в таких воздушных мечтах, я даже не заметила, как мы приехали на место назначения.

Выйдя из автобуса необходимо пойти направо, наверх (есть указатели), где находятся сувенирные магазины, туалет (туалеты во всем парке бесплатные), а также касса. Необходимо назвать количество человек и язык, на котором вы хотите прослушать экскурсию. Выбор между немецким и английским, но во дворце лежат книги с текстом на разных языках, в том числе и на русском. Мы попросили два билета, английский язык, показали нашу музейную карту, получили два бесплатных билета и пошли ко дворцу.

От кассы до дворца - 7 минут, поэтому если у вас есть время, то загляните по пути в Марокканский павильон, если же нет - то направляйтесь сразу на экскурсию. Наша экскурсия была в 11-20.

У входа во дворец вы увидите несколько турникетов с буквенным обозначением - посмотрите на билете, куда надо именно вам. Группы небольшие, поэтому места хватит всем. Книги с текстом экскурсии на разных языках лежат в первом зале, где будет сказано приветственное слово. Экскурсия ведется на простом понятном языке в медленном темпе.

Я люблю Линдерхоф - гимн роскоши, вилла для одного влюбленного во французский двор Короля-солнце монарха, песня в честь Людовика XIV. Это единственный проект Людвига, который был закончен при его жизни. Я читала, что многие считают Линдерхоф маленьким и незначительным, чтобы почтить его своим вниманием, однако это не так. Линдерхоф - не только прекрасный дворец среди гор, словно жемчужина в раковине, но удивительно красивое место - струи фонтана на фоне снежной вершины, мерцающие в ярком горном солнце - разве это не прекрасно? А как хорошо и свежо здесь весной, когда расцветают подснежники!.. Нет, Линдерхоф надо посетить, если у вас есть такая возможность - он покорит ваше сердце…

Экскурсия длится 30-35 минут, выход осуществляется через сувенирный магазин (ни в коем случае не выкидывайте билеты - они пригодятся вам в хижине Хундинга и в гроте Венеры). Выйдя, вы оказываетесь перед каскадом, перед скульптурой Тритона, мчащегося на своей колеснице.

К этому времени мы уже изрядно проголодались, поэтому выбрали скамейку слева от дворца, спрятанную от любопытных глаз живой изгородью.

Пока мы кушали свои салатики и запивали их свежевыжатым яблочным соком, который купили на фермерском рынке рядом с домом, включили фонтан. Да, это не Петродворец - экономия на всем, поэтому фонтан включают только раз в час. Успейте увидеть и сделать прекрасные фотографии!

Дальше мы отправились гулять по парку. Я советую построить круговой маршрут и начать с поднятия на гору по маршам лестниц (номера 13-15 на карте парка). Это не так сложно, как может показаться, зато затем, направляясь в сторону хижины Хундинга, и к хижине отшельника Гурнеманца, вы будете спускаться с горы, а не подниматься на нее, как если бы вы шли в обратном направлении. А уже затем двигаться по направлению к гроту Венеры, где экскурсии проводятся каждые 20 минут.

Но мы ничего этого еще не знали, поэтому гуляли в произвольном порядке.

Сначала мы поднялись на вершину горы, увенчанную скульптурной композицией «Храм Венеры», затем спустились. После этого мы осмотрели капеллу Святой Анны, а затем отправились по указателям в грот Венеры. Мы не пошли в Музыкальный павильон, так как спешили на экскурсию в 12-30, но я более чем уверена, что вид оттуда - потрясающий!

В грот вход по билетам и только с экскурсоводом, который говорит на немецком. Но и так все понятно, особенно, если немножко почитать заранее. В следующем, 2017, году грот закроется на реставрацию на несколько лет (точные сроки указаны на сайте), поэтому мы очень хотели туда попасть. Надо признать, что фантазия у Людвига была наиудивительнейшая - столько разных, необычных вещей он хотел воплотить в жизнь! Грот - одна из его свершившихся фантазий. Искусственное озеро, водопад, подсветка, музыка - все вместе создает необычайное, волшебное впечатление. Лучше один раз увидеть…

После мы отправились в Мавританский павильон - восточное чудо среди баварских гор - золото, восточная роскошь, пальмы… На ум приходят сказки 1000 и 1 ночи…

Затем мы прошли мимо бывшего барака (номер 25), служившего при возведении дворцово-паркового ансамбля производственным помещением для архитекторов и художников. С Людвигом было сложно работать - он одновременно требовал качества и скорости.

После мы отправились к Запретным воротам, хижинам Хундинга и Гурнеманца. Здесь парк становится совсем другим, диким, лесистым, а воздух свежим и пряным. Сюда не водят организованных туристов, и не каждый самостоятельный решит дойти сюда… Но я вас уверяю - эта часть парка стоит того, чтобы ее посетили!

Издалека мне показалось, что хижина Хундинга (на название объекта я посмотрела уже потом) - большой амбар и что там, наверняка, будут показывать телеги и стойла. Но как я ошибалась! Это сказочное место, сделанное по мотивам «Кольца Нибелунгов» - в центре просторной комнаты стоит могучее дерево с воткнутым в него мечом, рядом ползет змей, на стенах висят головы животных, на полу и на скамьях - шкуры. Звучит музыка Вагнера, и вы переноситесь в древнюю, легендарную Германию. Место очень интересное, необычное атмосферное. Рядом, в соседней комнате представлены фотографии и гравюры первоначальной хижины (это уже не первая), а также рог в серебряной оправе, из которого пил Людвиг, любивший читать в хижине. Есть и печатная информация на русском языке об истории хижины. На входе могут спросить билеты на экскурсию во дворец, поэтому не выкидывайте их.

Чуть дальше, на зеленой поляне стоит хижина-часовня Гурнеманца, отсылающая нас к опере Вагнера «Парсифаль». Когда-то хижина стояло совсем в другом месте, посреди цветочной поляны, которую засаживали специально. В хижине звучит музыка, а также можно позвонить в висящий там колокол (нажмите кнопку и раздастся звук). Есть репродукции фотографий, гравюр и акварелей, а также информация на немецком, английском и других языках, кроме русского.

Осмотрев хижину, мы пошли по дороге к выходу. Дорога достаточно круто поднималась в гору, подъем был тяжеловат для меня. Именно поэтому я советую спускаться от «Храма Венеры», а не подниматься к нему. Но сама дорога очень приятна - тенистый лес, широкая песчано-каменистая дорога, свежий воздух. Там наконец-то было прохладно, а ведь на улице стояло около 25 градусов!

Когда дорога закончилась, мы оказались на вершине горы и перед нами снова раскинулась панорама Линдерхофа.

По пути к остановке мы подошли к пруду (номер 8), где одиноко плавал лебедь и утиная чета. Мы не взяли с собой булки, а вы возьмите и покормите пернатых, к тому же запрещающих знаков не было.

В королевский домик мы не пошли - вход был за дополнительную плату, к тому уже у нас не  было достаточно времени, чтобы спокойно и вдумчиво познакомиться с выставкой, посвященной истории места. Возможно,  в следующий раз.

Так как мы все время немного спешили, не очень хорошо представляя расстояния между объектами, то на остановку пришли за 15 минут до автобуса. Но теперь я точно могу сказать - трех часов в парке достаточно для того, чтобы все осмотреть в спокойном темпе, наслаждаясь красотами и никуда не спеша. (Также рекомендую статью про парк Линдерхоф и павильоны на русском языке «Сады и парки Линдерхоф, или «маленький Версаль в Альпах»).

В 14-00 мы сели на тот же автобус, что привез нас в Линдерхоф - 9622, и отправились обратно, в монастырь Этталь, чтобы отдохнуть и отведать местного пива.

В 14-16 мы вышли на остановке Klostergasthof, Ettal и направились в ресторан Klosterbraü, что находится как раз напротив автобусной остановки. В ресторане мы заказали по бокалу монастырского пива - Dunkel и Weissbier, 0,5л - 3,50. Разумеется, монастырское пиво можно купить в магазинах вокруг, и оно будет стоить дешевле (если я не ошибаюсь - 1,40 за 0,5л), но ведь так приятно отдохнуть в тени, испить холодного пенного ароматного напитка, насладиться моментом… Пиво нам понравилось - вкусное, насыщенное.

Передохнув, мы зашли в Klostermarkt - уютный магазин с монастырскими изделиями справа от ресторана. В магазине хороший выбор пива, ликеров, подарочных наборов, пивного шоколада, а также сыров и колбас. Мы взяли две бутылки пива Benedektiner (вполне достойное пиво, 1,40евро за бутылку), кусочек сыра Klosterkäse (1 кг - 20,15 евро; наш кусочек (примерно 230гр) стоил 4,60) и шоколадную конфету (1,50). Все вместе - 8,90. Сыр оказался мягким, сливочным, с легким ароматом, нам пришелся по вкусу.

До автобуса у нас было еще немного времени, поэтому мы выяснили, что в ризницу не пускают, и решили еще раз напоследок зайти в базилику, чтобы посмотреть фигуру Богоматери с Младенцем в центре алтаря. Выйдя из арки, напротив входа в базилику, мы обнаружили памятник солдатам, павшим в Первую мировую войну. И уже после этого направились к автобусу.

Нам нужно было сесть на автобус 9606, отходящей от остановки Klostergasthof, что у стен монастыря, в 15-44 (направление Oberammergau Bhf). Выходить из автобуса нам надо было в 15-50 на остановке Rainenbichl, Oberammergau. Ехать буквально несколько минут, поэтому не расслабляйтесь и следите за остановками! (Если бы мы сели на автобус 9622 (направление Oberammergau Bhf) 15-26, то выходить нам нужно было бы в 15-30 на остановке Hexenstube, Oberammergau и продолжить свой путь прямо, по ходу автобуса).

Выйдя из автобуса, мы прошли немного назад, в сторону Ettaler strasse - центральной улицы деревни. Слева увидели музей Эйзенхауэра, но заходить не стали, не было настроения (кстати, музей можно посетить бесплатно, если при входе, на кассе ответить на вопрос: “ …aus welcher Region die deutschen Eisenhower/Eisenhauer Vorfahren stammen…” (…из какого немецкого региона происходят предки Эйзенхауэра…). Правильный ответ: “Der Name Eisenhower ist deutschen Ursprungs und lässt sich bis auf Johann Nicolaus Eisenhauer zurückverfolgen, der 1741 aus Karlsbrunn im heutigen Saarland nach Pennsylvania auswande” (род Эйзенхаур имеет немецкое происхождение и может восходить к Иоганну Николасу Эйзенхауэру, который в 1741 году уехал из Карлсбрунна, в современной земле Саар, в Пенсильванию, США). (Интересующиеся могут прочитать любопытную статью на немецком “Der General im Passionsdorf”).

Дойдя до центральной улицы, мы свернули направо и пошли в сторону центра деревни. Обераммергау - чудесное по красоте место, деревня, где все дома расписаны; каждый дом - произведение искусств (такая роспись по стенами носит название Lüftlmalerei, по имени дома “Zum Lüftl” («На воздух»), принадлежащего художнику по росписи фасадов из Обераммергау Францу Серафу Цвинку (Franz Seraph Zwinck, 1748-1792 )). Но когда вы приезжаете с экскурсионной группой, то видите только лишь небольшую часть деревни, вокруг театра, где раз в десять лет проходит постановка «Страстей Христовых» - еще один факт, делающий деревню знаменитой, но об этом чуть позже. Группа достаточно быстро обходит часть улиц, посещает чудесные сувенирные магазины, где можно купить еще одно местное чудо - предметы с резьбой по дереву, и едет дальше. У нас же была возможность без спешки побродить по улицам и насладиться атмосферой.

Расписные дома начинаются сразу же за остановкой Hexenstube. На некоторых есть памятные доски, на некоторых - нет. Было очень жарко, светило яркое солнце, все лавки на нашем пути были закрыты. Так, неспешно, мы подошли к Pfarrkirche, что на Pfarrplatz.

Церковь скромна с виду, но внутри - роскошна: богатое барочное убранство потолка может надолго приковать взгляд, но чтобы не просто разглядывать роспись, но еще и понять, что она означает, стоит обратиться к электронному киоску, в котором есть подробный рассказ о всех сюжетах, героях и образах на потолке. Красив алтарь, заслуживает внимания и вертеп (вход туда под балконом).

Затем мы отправились по Pfarrgasse, Dorfstraße, Am Mühlbach, Ludwig-Thoma-Straße и вышли к Пилатусхаус (Ludwig-Thoma-Str. 10), роскошному расписанному дому с небольшим садом перед ним.

Рядом мы нашли скамейку вокруг дерева, напротив цветущей яблони, и решили устроить небольшой фруктовый перекус, после которого зашли в местный инфоцентр (Eugen-Papst-Str. 9a), который оказался закрыт (в субботу работает до часу).

Ну что же, делать нечего, и мы решили обойти Дом Пилата и обнаружили, что вход в него был слева, совершенно бесплатный. Внутри располагается Дом ремесел, где продают удивительные по красоте броши и цветы из бусин, кружев, проволоки, золотых и серебряных нитей. Вещи прекрасные, но, увы, очень дорогие. Также здесь можно купить скатерти ручной работы, глиняную посуду… На втором этаже пряла женщина, и была небольшая выставка скульптуры, а также выставлялись картины на стекле. Довольно интересно и познавательно.

Выйдя оттуда, мы отправились по Dorfstraße и на углу с Schnitzlergasse обнаружили волшебный магазин Der Christkindlmarkt - Oberammergau, подобный магазин вечного Рождества я посещала в Роттенбург-об-дер-Таубере. Магазин - чудесный, огромный выбор елочных игрушек, скатертей, салфеток с вышитыми красными рождественскими цветами-звездами. Есть от чего закружиться голове! Но вот цены не радуют: одна из деревянных игрушек, изображающая почтенного баварца с пивом и брецелем стоила почти 20 евро…

Собственно, с этого магазина начинается та часть деревни, которую обычно показывают экскурсионным группам - тут и в наш приезд кипела жизнь, были открыты магазины, лавки и кафе. Пройдите по Dorfstraße, поразглядывайте дома, рассмотрите небольшие, но уютные памятники - например, скульптуру, изображающую резчика по дереву - вот он идет по улице, согбенный под своей ношей, на плечах несет свои изделия, окладистая борода, национальный костюм - ну как можно с ним не сфотографироваться!

А затем заверните к театру, на Othmar-Weis-Straße. Перед театром не пропустите скульптуру, изображающую Христа на ослике. Так почему в этой небольшой, но прекрасной деревне проходят знаменитые на весь мир постановки «о страданиях, смерти ивоскресении Господа нашего Иисуса Христа»? Дело в том, что в 1633 году, во время Тридцатилетней войны, в деревню пришла чума, унесшая жизни многих жителей деревни. Жители пообещали Богу, что если Он избавит их от напасти, то они будут раз в 10 лет ставить «Страсти Христовы», и каждый житель деревни будет в них участвовать. Так и свершилось - первая постановка прошла на Троицу, в 1634 году, а с XVIII века на спектакль стали собираться зрители со всей Германии. Жители Обераммергау готовятся к спектаклю заранее - кто-то отращивает бороду, кто-то волосы, шьют костюмы, готовят декорации… Следующая постановка будет в 2020 году.

Рядом с театром находится парковка экскурсионных автобусов, а мы продолжили свое движение к вокзалу и уже через 10 минут были на месте. Идти совсем близко, поэтому не стоит спешить, к тому же вокзала как такового нет - лишь скамейка с навесом. Лучше провести побольше времени в деревне.

Наш поезд отъезжал в 17-38. В каком-то смысле это был не поезд, а маршрутка - всего два вагона, а большая часть остановок - по требованию (да, вот так интересно!), одноколейка. Дорога красивая - садитесь справа и наслаждайтесь видами гор и деревень. Позабавило, что на большой станции, где встретился наш поезд со своим собратом, кондукторы и машинисты вышли и стали обмениваться новостями, словно бы нет расписания и не надо никуда ехать…

В 18-19 мы были в Мурнау, где нам необходимо было пересесть на поезд до Мюнхена в 18-32. Наш поезд пришел вовремя, а вот другие поезда опаздывали… Правда нам не суждено было прибыть в Мюнхен в 19-26, наш поезд все равно немного опоздал.

Что советую взять с собой: солнечные очки, головные уборы, крем от солнца, много воды (мы выпили 2 литра, которые у нас были с собой и пол-литра пива в ресторане), разумеется деньги, а также распечатки карт (у нас была карта Обераммергау и план Линдерхофа (хотя в парке есть карты); советую заранее ознакомиться с буклетом о двороцово-парковом ансамбле), расписаний всех возможных пересадок, потому что день сложный, куда-то можно не успеть, какой-то автобус пропустить (потому что порой автобусы приходят на несколько минут раньше срока), и надо быть готовым ко всему, а на экране телефона или планшета, разглядеть все варианты достаточно сложно, да и кто вам сказал, что на территории Баварии везде хорошо ловит мобильный интернет и есть бесплатный Wi-Fi (но в Линдерхофе был, даже висело объявление, но мы не проверяли)?..

Всем хорошей погоды и замечательного отдыха!