Пожалуй, это был самый неудачный поход в музей. Может не было настроения, может звезды так сложились, но никакого удовольствия от посещния музея мы практически не получили.
Для похода в четыре музея, входящих в
комплекс Резиденции в Мюнхене, мы решили выделить целый день, целое воскресенье. Поэтому встали пораньше, плотно позавтракали, взяли свою
годовую карту для посещения музеев (такая же есть на 14 дней), прихватили пару яблок, воду и отправились в путь.
Первыми по списку были залы с выставкой бронзовой скульптуры 16-17 веков, украшавшей некогда здание Резиденции, а также придворный сад. Вход на выставку свободный для всех, а открыта она будет до 12 сентября 2016 года.
Скульптура - прекрасна! Удивительное чувство, когда стоишь напротив, например, Юстиции и смотришь ей в глаза, а она словно бы тебя оценивает. Поражает то мастерство, искусство с какими сделаны скульптуры, даже те, которые большую часть жизни провели наверху, где взгляд лишен возможности рассмотреть их в деталях. Кружева, складки платья, украшения, выражение лица - все подмечено, все продумано, все гармонично, ни одна из деталей не упущена. Хороши скульптуры чудесных морских обитателей, которые жили в фонтанах. Поджарый, серьезный и строгий Нептун разбередил сердце и навеял воспоминания о Петродворце… Прекрасная коллекция достойная внимания, на которую уйдет совсем немного времени - мы обошли ее за 25 минут, без спешки и прочтя все сопроводительные тексты на английском языке. На русском ничего нет.
Далее мы отправились в театр Кювье. Сразу хочу посоветовать две вещи: если вы собираетесь затем идти в Резиденцию и Сокровищницу, то купите комплексный билет (или получите «бесплатный», предъявив музейную карту) именно в кассе театра, так как здесь посетителей в разы меньше и нет очереди; а также уделите внимание туалету по двум причинам - во-первых посетителей очень мало, а во-вторых в основном музейном здании ремонт, и туалет в «боксе» на улице.
Театр камерный и роскошный: скульптура, сочетание позолоты и алого лака, небо на потолке, трубящие путти… Дух захватывает от такой красоты! У кассы можно взять текст (вроде бы только на немецком, на английском я не нашла, быть может разобрали), который удобно прочитать в самом театре, сидя в партере и наслаждаясь красотой. Во время нашего посещения в театре было не более 10 человек. На осмотр мы потратили 15 минут (без чтения текста). Также в театре проходят концерты классической музыки. Я думаю, что атмосфера более чем торжественная и такое событие запомниться надолго.
После этого мы отправились в Резиденцию.
Из-за ремонта внутренний двор перед входом в музей перегорожен, множество заборов, а также белый контейнер-туалет режет глаза. Касса всего одна, находится в музейном магазине, вход в который напротив входа в музей. Очередь была огромной, двигалась очень медленно, и мы пожалели, что не догадались взять билеты в театре. А еще пожилая немецкая пара взялась невесть откуда и стала толкаться, чтобы влезть без очереди… Затевать конфликт не хотелось, пришлось пропустить, а они еще копались и не могли понять сколько и каких билетов им было нужно… Настроение стало медленно, но верно портиться.
Но самым удивительным было объявление о том, что музейный магазин, в котором не было ни души, если не считать очереди за билетам, по выходным и праздничным дням обслуживал только посетителей музея. Что мешало им обслужить просто зашедших в магазин - не ясно.
Получив билеты, мы отправились в гардероб, который расположен прямо напротив входа в Сокровищницу. Гардероб небольшой с двумя бабулями, которые весьма расторопно отправляют вашу одежду на крючок. Но беда была в том, что в музей не пропускают с сумками. Чтобы понять, можно ли вам пройти с сумкой или нет, надо опустить ее в специальный деревянный, грубо сколоченный ящик. Поэтому все, кто не уверен в размере сумки или те, кого попросили проверить, стоят у этого ящика и запихивают в него сумки. Мы предварительно съели яблоки, попили воды, и я, аккуратно и слегка приплюснув сумку поместила ее в этот испанский сапог. Надо сказать, что эксперимент считать объективным не приходится, так как ящик был наполовину набит смотрительскими вещами - телефонами, бумагами и чем-то еще. Номерки в гардеробе бумажные - привет переводу бумаги и заботе об экологии.
Перед тем как сдать вещи, нас спросили, куда мы собираемся сперва: если в Сокровищницу, то имеет смысл сдать вещи, так как там тепло, а если в Резиденцию - то нет, так как там холодно. Мы все же решили сдать вещи и пойти в Сокровищницу. Надо сказать, что зеркал в гардеробе нет, всего одна скамейка и коляски для детей напрокат.
В стоимость билета входит аудиогид, который есть даже на русском, но мы его не брали и оказались чуть ли не единственными, кто был без него. Текстов и подробных этикеток нет, максимум название предмета и годы его создания.
Если вы были в Алмазном фонде и Оружейной палате, Золотой и Бриллиантовых кладовых в Эрмитаже, посещали Алмазный фонд в Республике Саха (я была только на выставках, которые они привозили в Петербург), то скажу честно, коллекция покажется маленькой и невпечатляющей. Да, вы будете переходить от стенда к стенду, говорить, какая чудесная вещь и какая тонкая работа, но в глубине души будете чувствовать, что у нас коллекция и больше, и лучше, и бриллианты ярче и короны прекраснее. Однако это вовсе не значит, что смотреть в Сокровищнице нечего. Надо быть просто готовым к тому, что если на ваших плечах есть немалый опыт посещения подобных собраний, то навряд ли вы чему-то удивитесь: древнейшие короны и кресты, алмазные медали и жемчужные диадемы, оружие, распятия из слоновой кости и кораллов (поистине чудесные работы), чаши из раковин, посуда, украшения, столы из драгоценных камней. Но не трогает, не берет за душу.
Через час мы вышли из Сокровищницы и почувствовали себя усталыми и печальными. Забрав вещи, немного отдохнув и почувствовав, как в нас закрадывается мысль о том, что в саму Резиденцию нам идти не хочется, мы все же собрались с мыслями и решили отправится дальше. Но перед этим я заметила, что все вокруг ходят с одинаковыми пакетиками, которые я заприметила все в том же измерительном ящике для сумок. Дальше мои рассуждения были такими: раз пакеты лежат в этом ящике, то предполагается, что если сумка не войдет в ящик, то есть ее придется сдать, то можно самостоятельно взять пакет из этого же ящика и положить в него ценные вещи, и ходить по музею с пакетом; пойду возьму пакет и положу в него часть одежды (шляпу, перчатки), раз в музее холодно и надо идти в пальто. После этого я подошла к ящику, протянула руку к пакетам и тут же получила вопрос о том, что это я такое собираюсь делать. На мой ответ смотрительница выпучила глаза, и я поняла, что ничего мне не дадут и, судя по всему, эти пакеты выдаются строго под расписку из рук в руки в случае острейшей необходимости. Тогда я решила, что пойду в шляпе.
Однако нам так и не суждено было попасть в музей: на входе в Резиденцию (с другой стороны коридора) стоял мужчина-смотритель, который как увидел мою сумку, еще из далека, встал в стойку, и стоило мне подойти ближе, чуть ли не из рук её выхватил, стал грубо запихивать в ящик и говорить, что она не лезет и ее надо срочно сдать в гардероб (то есть опять идти туда, откуда мы пришли). Я так обомлела, что не нашлась что сказать, разве что показать, что если ее аккуратненько вкладывать в ящик, а не «плюхать» сверху, то она прекрасно войдет.
Дело кончилось тем, что мы ушли - возвращаться в гардероб, снова стоять очередь, сдавать полупустую сумку нам не хотелось; мы решили, что вернемся в Резиденцию снова, но уже налегке, чтобы не терять время в гардеробе и не измерять вещи. Так мы посмотрели только три музея из запланированных четырех.
Однако, я могу со всей уверенностью утверждать, что дамская сумка размером 13см*25см*23см не нанесет никакого вреда историческим интерьерам, в которых и смотреть-то особо нечего после наших роскошных дворцов (это я помню еще по первому посещению Резиденции несколько лет назад). Я абсолютно согласна с тем, что большие баулы, громоздкие пакеты, чемоданы (да, были посетители с дорожными чемоданами) необходимо сдавать в гардероб, но дамскую сумку… Гораздо больше вреда интерьерам принесет верхняя одежда, на которой оседает пыль и грязь, всевозможные уличные бактерии и микроорганизмы, которые как раз и могут нанести вред экспонатам, как только попадут в практически стерильную музейную среду, в которой строго выдерживается температурно-влажностный режим и постоянно проходит уборка пыли.
Update 15.04.2016
В минувшее воскресенье мы собрались с силами и отправились на осмотр Резиценции. Памятуя об инциденте с сумкой в прошлый раз, мы не брали с собой никаких вещей, кроме самого необходимого, того, что можно положить в карманы.
Самым удивительным фактом оказалось то, что в этот раз постового на входе в Резиденцию не было, а также оказался отдельный гардероб, куда все желающие могли сдать свои вещи.
Мы провели в музее почти 3 часа - медленно, не спеша осматривая залы.
В музее только один аудиогид на русском языке - экскурсия по Резиденции, для Сокровищницы аудиогида на русском нет, но есть на всех остальных языках. Экскурсия достаточно интересная, начитана практически без ошибок (лишь небольшие неточности в ударениях). Однако, прослушать весь аудиогид от начала до конца невозможно - это достаточно утомительно и займет много времени. Мы прослушали лишь часть, до рассказа об одной из парадных лестниц, рядом с макетом дворца. Дальше слушать уже не было сил…
Музей очень большой, но потеряться и сбиться с пути не получится - красные стрелки укажут вам дорогу.
Резиденция, на мой взгляд, не такая роскошная как дворцы в Пушкине и в Петродворце, но по-своему красива и изыскана. Мне больше всего нравятся Роскошные комнаты, Антиквариум и Грот (нечто подобное можно увидеть в Москве, в парке Кусково).
В музее собрана замечательная коллекция китайского фарфора, мебели, гобеленов.
Безусловно, один раз в Резиденцию сходить стоит - а возвращаться или нет - решать вам. Также стоит заглянут в
буклет, чтобы соотнести свои силы с масштабами музея.
Желаю приятного похода в музей!