У меня давно уже было подозрение, что близость западного дня Всех Святых, в который поминаются усопшие, и нашей Димитриевской родительской субботы (в некоторые годы просто совпадение) - совсем не случайное явление. Общепринятая версия, что эта поминальная суббота была учреждена после Куликовской битвы князем Димитрием Донским, имевшим своего небесного покровителя вмч. Димитрия Солунского, на самом деле не подтверждается историческими свидетельствами.
Между тем в Риме еще с восьмого-девятого века день Всех Святых стал праздноваться 1 ноября, после чего это распространилось на весь Запад (здесь, очевидна была попытка христианизации народных обычаев, коренившихся в глубокой древности).
В других поместных православных церквях (Сербской, Болгарской) этот день также выделяется, хотя ни для сербов, ни для болгар Куликовская битва не являлась чем-то важным для их собственной истории.
У сербов усопшие поминаются также перед памятью вмч. Димитрия, а у болгар она связывается с днем Архистратига Михаила. У греков этой субботы вообще не наблюдается.
Подтверждение своим подозрениям, действительно, нашел у о. Михаила Желтова:
"В наше время широко распространена версия о том, что Дмитриевская родительская суббота была установлена благоверным князем Дмитрием Донским для поминовения воинов, павших в Куликовской битве. Однако эта версия впервые фиксируется только в 19 веке, а в более ранних источниках нет никаких свидетельств о связи между поминовением павших в Куликовской битве воинов (при том, что среди рукописей Троице-Сергиевой лавры сохранился даже отдельный синодик с частью их имен) и Дмитриевской субботой.
Более того, этой версии прямо противоречит наличие точно такой же поминальной субботы у народов, для которых Куликовская битва не являлась частью их национальной истории: болгар, сербов, потомков жителей Великого княжества Литовского. Так, у сербов эта суббота называется Митровске задушнице (то есть как и у нас), но у болгар - Архангелова задушница (то есть по имени архистратига Михаила, а не вмч. Димитрия), а в Белоруссии - Восеньскiя дзяды ("Осенние деды"; кстати, и в русском фольклоре неделя, на которой совершается Дмитриевская суббота, известна как Дедова неделя).
Таким образом, причину установления Дмитриевской субботы нужно искать в чём-то ещё. Этого поминального дня не было у народов южной Европы - в частности, у византийцев (отчего Дмитриевская суббота, как и Радоница, отсутствует в нашем богослужебном уставе, происходящем из Византии). Однако у других народов Европы в древности существовали осенний и весенний праздники в честь умерших предков. Судя по всему, осенняя "Дедова/Архангелова/Дмитриевская" суббота - как и Радоница весной - является результатом христианизации этого древнего обычая. Вместо жертвоприношений умершим, сопряжённых также с ритуалами для защиты от их возможного неудовольствия, Церковь установила в эти дни совершать сугубую молитву об их душах, побеждая языческий страх перед ними любовью и заботой о них.