Вспоминая одну дискуссию (2007 г.)

Oct 25, 2024 20:47

Тогда мне попалась статья Мишеля Ставру, профессора Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже в газете La Croix, которую я перевёл на русский. На неё откликнулся Георгий фон Розеншильд, из прихожан русской традиции с русскими корнями, тоже на французском. Я видел его со стороны несколько раз, но лично мы не общались тогда. Сейчас даже не знаю, жив ли он (тогда уже был в годах).
Сейчас интересно перечитывать ту полемику, причем те, которые мне возражали тогда (например, отец Феогност Пушков (abbatus_mozdok), сейчас, возможно, были бы моими оппонентами уже с другой стороны, т.к. стороны поменялись местами. Это не значит, что я с тех пор стал сторонником освящения какого бы то ни было оружия! Но в остальном, возможно, они заняли бы более прозападную сторону сейчас, а я наоборот пророссийскую. И точка зрения Георгия фон Розеншильда теперь звучит для меня более понятно. А вообще, подобные вопросы касаются лишь выяснения, что есть большее и что меньшее зло. При всей путанице добра и зла, царящей внутри человечества как раз с момента самовольного присвоения первыми людьми плодов с древа познания добра и зла, сам вопрос, что есть зло большее и что меньшее - предмет неутихающих дискуссий по разным поводам...

Мишель Ставру, профессор Свято-Сергиевского Богословского ин-та в Париже
“La Croix”, 6. 10. 2007
Атомная бомба и кадило (мой перевод с французского)

Прошедший визит во Францию патриарха Московского Алексия II обращает наши взоры к Русской Церкви. Которая вот уже 16 лет как вышла из оков после 70-летнего советского ига, свирепого в отношении любой веры. По оценкам, число христиан, жертв мести со стороны советской атеистической власти, значительно превзошло количество мучеников первых веков: от 300000 до 500000 умерщвленных. Они «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча…, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11, 37). Вопреки всему, Русская Церковь выжила, возвратясь к единому на потребу, к евангельскому источнику и апостольской традиции.

Что представляет собой ситуация теперь, по окончании тьмы? Духовная и социальная отдача, на личном уровне или со стороны братств, у многих инициативных мирян или скромных священнослужителей в отношении наиболее лишенных вызывает восхищение. В российской глубинке реализуется «таинство братства». Однако, у всех, кто любит Русскую Церковь и питается ее духовной и богословской традицией, есть основания для беспокойства по поводу нарастающего сближения между Церковью и государством российским, рассматриваемыми как трудящиеся «рука об руку», по выражению патриарха Алексия II. 1 февраля с.г. президент Путин пошел дальше, заявляя: «Православие и ядерный щит - вот составляющие, которые усиливают российское государство, обеспечивают его безопасность внутреннюю и внешнюю». Патриарх Московский, не боясь инструментализации Православия, похоже, ищет обретения статуса имперской Церкви, полагая тем самым распространять Евангелие. Но кто кем манипулирует?

Союз еще более усилился 4 сентября, когда «Тебе, Бога, хвалим» было спето в кафедральном Храме Христа Спасителя в Москве в честь 60-й годовщины основания советского ядерного центра Арзамас-16. Этот поразительный альянс между атомной бомбой и кадилом утверждает своим покровителем преп. Серафима, великого русского чудотворца XIX в., жившего в Саровском монастыре, где позднее была создана база Арзамас-16.
Преп. Серафим никогда не благословлял никакую войну, кроме аскетической, которую каждый христианин должен пройти для стяжания Духа Святого. С другой стороны, он был всецело погружен в молитву во время патриотической войны 1812 года против Наполеона. Его призыв - «Стяжи внутренний мир, и тысячи вокруг тебя спасутся» - это антипод земной логики, связанной с доктриной ядерного сдерживания. Этот патронаж низкого качества затмевает свидетельство Христово. Церковь может гордиться своими мучениками и аскетами куда более, чем своим влиянием, оказываемым на князьях мирских и армиях. Она может быть верна своему призванию, говоря лишь на языке Креста, а не меча, поскольку «сила Божия совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9-10).

https://pretre-philippe.livejournal.com/30513.html

И ответ Георгия Розеншильда:

Я был ошеломлен содержанием речи Мишеля Ставру в его статье в газете «Ля Круа».

Можно было бы надеяться, что дело касается некоего наивного пацифизма, который нередко можно обнаружить среди наших интеллектуалов из-за глубокого неведения шероховатостей «мира сего». Избежим на месте патриарха Московского любых предположений о претензиях профессора, обиженного бесплодным результатом тонкого дипломатического приглашения. Отвергнем идею другой попытки - при случае весьма неумелой - скомпрометировать и дискредитировать власть предстоятеля Русской Церкви.
К несчастью, рассуждения Мишеля Ставру вызывают боязнь еще более плачевного уклонения.

Под формой разоблачения «поразительного альянса между атомной бомбой и кадилом», Мишель Ставру выливает однообразный повтор зол, вменяемых Русской Церкви («Патриарх Московский, не боясь инструментализации Православия, похоже, ищет обретения статуса имперской Церкви, полагая тем самым распространять Евангелие»). Вот он, суд намерений! Без всякого благоволения! Как автор доходит до того, что даже не может осознать простейший жест, который высшая власть русской Церкви должна исполнить В ЭТОМ мире!

Призывая Божие благословение и покровительство преп. Серафима, столь великого святого земли русской и именно апостола мира, на оборудование столь ощутимого назначения и на людей, ответственных за него, как не видеть, что Его Святейшество Алексий II исполняет твердую молитву Русской Церкви о правлении главы государства Российского, чья роль состоит в сохранении целостности его территории и особенно безопасности его народа? Этим пастырским жестом Его Святейшество не призывает ли ходатайство Духа Святого, чтобы сохранить Россию и ее правителя от всякой роковой ошибки?

Некоторые наши парижские интеллектуалы не способны прочувствовать великую радость, которую должен испытывать любой православный, свидетель чудесного Воскресения, преображающего эту огромную православную страну, где более не вздымается железное копье воинствующего атеизма, но где даруется духовная власть, которая призывает благодать Святого Духа и которая ищет водительства в ее миссии православной верой, стремясь получить покровительство величайших святых земли Русской. Мы не знаем, последуют ли государственная власть этим примерам. Стоило бы, может быть, скорее молиться за это, чем пребывать окутанными в сомнениях касательно искренности таковых намерений.

Но, во всяком случае, нет никакого права судить русскую Церковь и особенно ее главу в решимости достигнуть того, чтобы православная вера и благодать Духа Святого просветила власти в их ответственном выполнении и осуществлении их мирских предприятий. Именно здесь важная миссия Церкви в этом мире!

Мишель Ставру начинает свои рассуждения с упоминания о мученичестве русского народа в то время, когда страна была подчинена игу агрессивного атеизма, который также порабощал мощь армии воинственным замыслам. Но можно было бы также догадаться напомнить об ином мученичестве русского народа, «мультиэтнического». Оно заключалось в полном обрушении его моральных устоев. Благодаря надежде, которую освобожденная Русская Православная Церковь (к несчастью, временно) вселила в его душу, а также беспримерному патриотическому порыву, русский народ проведет решающую битву во Второй мировой войне с неизмеримыми человеческими жертвами.

Власть, опекающая Институт, в котором профессор Ставру осуществляет свое мастерство, - Русская Архиепископия Константинопольского Патриархата в Западной Европе - организует делегацию, отправляющуюся в скором времени в лагерь Равенсбрюк. У меня нет ни малейших сомнений, что на том месте будет вознесена молитва для напоминания о том, что мученичество и мужество русского народа не было напрасным для прекращения того кошмара, разразившегося в одном из тех мест, куда направляется в ближайшее время эта делегация.

Поскольку мы упомянули Архиепископию русских церквей в Западной Европе, стоило бы напомнить, что ее кафедра - в соборе, посвященном св. Александру Невскому, которого Святой Дух вел на защиту своего народа. Наконец, надо напомнить Мишелю Ставру, что Православный Богословский Институт, преподавателем которого он является, посвящен преп. Сергию Радонежскому, одному из наиболее почитаемых русских святых (даже во время советской власти, очередь на поклонение его честным мощам была, конечно, крепче и непрерывней, чем та, более заметная и языческая, что в центре Москвы), чьим наиболее знаменательным жестом было благословение вел. Князя Дмитрия Донского на победоносное Куликовское сражение в 1380 г. для освобождения русского народа от ига.
Подавая свое благословение людям и орудиям, предназначенным для защиты родной страны, Его Святейшество Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси, водим тем же Духом, что и те два великих святых, которым посвящены наиболее значимые места в Архиепископии Русских Церквей.

Поэтому удивительно, что те, кто «питается духовной и богословской традицией» Русской Церкви, не взывают к духовному авторитету ее неоспоримой главы, Его Святейшеству Алексию II, и не следуют примеру митрополита Евлогия. Основатель этой Архиепископии пережил во плоти своей то мученичество, о котором было здесь напомнено. Он был настолько просветлен Духом, что желал оставить в наследство православному народу, вверенному ему, путь, которому надо следовать.

Тем более жаль, что те, кто говорят о себе, что «питаются духовной и богословской традицией» Русской Церкви, заблуждаются в невразумительных подозрениях и невообразимых аргументациях, от которых, однако, их богословское образование должно было бы предохранить. Они приходят к непониманию, что роль Церкви в ЭТОМ мире именно в ходатайственной молитве Святому Духу о наставлении властей нашей страны на защиту и тел, и душ ее жителей.

Да простит мне Мишель Ставру мои выкладки! Но именно потому, что я с глубоким почтением отношусь ко всей его семье, я был особенно ранен его обвинениями. Но, разумеется, я призываю его лучше познать духовную власть Его Святейшества Алексия II, проявить больше благоволения и лучше оценить необычайную ревность, которую весь народ ему посвящает - патриарх мог это прочувствовать совсем недавно в Париже - чтобы убедиться, что его подозрения безосновательны. Тогда он убедится, что остается единственный реальный путь для Богословского Института в Париже - сблизиться снова с Русской Церковью и получить взамен от нее свет веры, прожитой в опыте мученичества.

Георгий,
Верующий «православный русской традиции», тронутый благословением, полученным от Его Святейшества во время его визита в Париж, гордящийся служением своей стране Франции.
https://pretre-philippe.livejournal.com/30872.html
===========================================

С тех пор Архиепископия русской традиции Константинопольского Патриархата просуществовала еще 11 лет и была упразднена волевым решением патр. Варфоломея, в результате чего одна часть Архиепископии воссоединилась с РПЦ по подобию РПЦЗ, а другая осталась уже у греков без особой автономии. Далее последовало признание патр. Варфоломеем раскольнических иерархий на Украине, что вызвало ожидаемый разрыв отношений с ним уже с нашей церковной стороны. И вообще живём мы теперь в совсем другой эпохе, когда сама полемика по указанному вопросу приобрела бы сегодня более зловещий оттенок... Но верю, что "ядерного апокалипсиса" удастся избежать.

история, жизнь церковная, политика, архив дискуссий, полемика

Previous post Next post
Up