(перевод с французского по книге: Père Matta El-Maskine, «La communion d’amour», Abbaye de Bellefontaine, 1992, p. 241-246 )
Я переводил этот текст более 20 лет назад и помещал в ЖЖ в первые годы его ведения. Воспроизведу еще! На мой взгляд, автор хорошо аргументирует, почему Успение Приснодевы в первые века христианства широко не праздновалось, а также на библейской основе четко проводит связь между Преображением Христа и святых и тем же праздником Успения. Автор из Коптской церкви довольно известен на Западе среди православных и католиков (его тексты публиковал парижский Вестник РХД в 1990-2000 гг), но жаль, что до сих пор почти не известен у нас.
Этот день (1) нам позволяет почтить тело Приснодевы. Взятие Ее тела свидетельствует, до какой высочайшей степени небеса прославили его. И православное учение о том, что касается воздавания почестей телам святых, вовсе не напрасное изобретение. После долгой беседы с Богом, во время которой Моисей получил заповеди Божии и весь Закон, его лицо сияло таким светом, что израильтяне не могли смотреть прямо на него. Свет, который отражало его лицо, был божественным светом, который являет присутствие Божие. Бог таким образом стал видимым на лице Моисея, и вот почему грешный народ не мог смотреть на его лицо, ибо грех и Бог не могут встретиться лицом к лицу. Потому Моисей носил покрывало, в котором апостол Павел видит символ духовного ослепления народа (2).
И ап. Павел продолжает: если служение Закона, которое вело к осуждению и смерти, сопровождалось такой славой, видимой плотскими очами, таким сиянием лица, то сколь больше служение оправдания изобилует этой славой?
Опираясь на это, мы можем сказать о Пречистой, о Ее теле и лице:
Если лицо Моисея, в то время, как он получил простые слова, написанные перстом Божиим, сияло, чтобы явить славу, облекшую его тело, то сколь более величественной была слава, одеявшая тело Приснодевы, когда Она приняла в Свою утробу Само Слово Бога, личность Сына Божия, принявшего плоть от Ее плоти после приготовления, совершенного Святым Духом, и сила Всевышнего взяла Ее под свой покров, изнутри и извне. Какая же слава тогда облекла тело Пречистой! Или, повторяя снова слова ап. Павла, если служение осуждения, принятое Моисеем вместе с Законом, ему сообщило славу, наполнившую его тело божественным светом, то насколько больше служение оправдания это сделало Приснодеве при сошествии Света истинного в Ее чрево и Его воплощении от Ее тела!
Мы все знаем, как Бог положил конец жизни Моисея и как Сам похоронил его на горе Нево, вдали от взора народа, дабы люди не соблазнились и не приходили бы поклоняться его телу, которое, надо думать, продолжало сиять даже после его смерти. Вот почему книга Второзакония говорит о нем: “Никто не знает место погребения его даже до сего дня” (Втор. 34, 6).
С другой стороны, послание Иуды специально упоминает о теле Моисея. Когда архангел Михаил, сражаясь против дьявола, спорил с ним о теле Моисея, он сказал ему: “да запретит тебе Господь” (3). То есть, можно предположить, что у архангела Михаила была задача стеречь тело или вознести его на небеса, и, тогда как дьявол пробовал его возвратить на землю или обнаружить его местонахождение для соблазнения народа, в продолжение разделявшего их противостояния он призывал имя Господа, как предводитель небесных сил.
Итак, если Бог Сам озаботился погребением Моисея и дал повеление архангелу Михаилу стеречь его тело, или, согласно иудейскому преданию, вознести его на небо, и все потому, что тело Моисея отражало свет и славу Божию в то время, как он находился в присутствии Бога сорок дней и принял таблички с Законом, нельзя сказать, что православный обычай воздавать честь телу ни на чем не основывается.
И опять, сколько же более Бог и Сам Христос позаботились о теле Приснодевы после Ее кончины. Это тело познало постоянное жительство Святого Духа, полноту благодати; сила Всевышнего осенила его, и Слово Божие жило в его чреве 9 месяцев! Конечно, нигде в Писании не сказано, что тело Пречистой сияло небесным светом, но мы знаем, что это действие кенозиса (4), который избрал Христос и который скрывал славу Его божества. При земной жизни Христа тело Его не сияло этим светом, кроме как на малое время - в день Преображения. И однако, Он был “свет истинный” (Ин. 1, 9), “свет миру” (Ин. 8, 12), который сияет для всех и вечно.
Итак, очевидно, что замысел Божий подразумевал сокрытие славы Христа и также Приснодевы, дабы вера во Христа не была искажена, слово о Кресте не затмилось, а поклонение Пречистой не стало бы культом, подобающим только Единому Богу.
Подобно смерти Моисея, кончина Приснодевы должна была быть скромной и незаметной. Тем более, что, когда она случилась, Евангелие уже было распространено с проповедью о Христе, Сыне Божием, истинном Боге, родившемся от Девы Марии. По этой причине ни Евангелия, ни послания апостолов не упоминают об успении Приснодевы, и в течение первых трех веков о взятии Ее тела было известно из тайного предания. Не должно было быть к этому преувеличенного внимания, дабы служение, подобающее одному Богу, не стало бы из-за этого превратным.
Надо было, чтобы Сам Бог позаботился о погребении тела Моисея, поскольку оно сияло божественным светом, и архангелу Михаилу было поручено сохранение его. Поэтому мы не должны удивляться, что Сам Христос пришел при кончине Девы, чтобы принять Ее святую душу и вознести ее на небо. Тело Моисея было вне всякого сомнения доверено страже архангела Михаила, пока оно не будет вознесено на небо в определенный момент. Так же и тело Девы, с момента Благовещения и божественного зачатия хранимое Отцом Небесным, было непрестанно почитаемо и прославляемо ангельским сонмом вплоть до его вознесения.
Наше прославление взятия тела Пречистой составляет неотъемлемую часть нашей веры в реальности последних времен, которые касаются жизни будущего века. Хорошо известно, что воскресение тел будет делом Самого Христа в грядущем веке. И если вознесение тела Девы еще не является, строго говоря, актом воскресения, то это состояние преображения, в котором тело было взято ангельскими силами, как приготовление к последующему воскресению, будь оно уже исполнено или еще остается для исполнения.
Новый Завет свидетельствует о многих примерах преображения. В Своей собственной личности Христос осуществил этот эсхатологический акт, во плоти, которую Он принял от нас, на горе Преображения, с Петром, Иаковом и Иоанном, придав Своему телу сияние более солнечного, что есть начаток и прообраз того, чем станут наши тела, когда их искупление завершится. С этих пор человечество, и даже вся тварь в целом, воздыхает в муках рождения (Рим. 8, 22). И доныне “мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего” (Рим. 8, 23). Вся тварь, а не только наши тела, призвана быть преображенной. Одежды Христа, ставшие блистающими (Мк. 9, 3), белее снега, ясно указывают, что Христос - свет миру, что все создания получат новую форму от Христа грядущего.
Поклонение святым и светоносным телам есть эсхатологический акт, продолжение в настоящем времени дня Преображения, акт веры в реальность будущей жизни. Со дня Преображения Христос не переставал распространять Свой свет на тела и лица святых. Пустыня Египта свидетельствует об этом, в изобилии получив.дары этого света.
Семь великих отцов свидетельствовали о том, что видели преп. Макария Великого сияющим небесным светом в темноте своей кельи. Отцы, сидевшие вокруг преп. Сисоя в час его смерти, видели, что его лицо блистало, словно солнце, и что этот свет усиливался, когда он предавал свой дух. Свет наконец стал столь ослепительным, как молния, а келья наполнилась запахом ладана.
Рассказывали также, что Бог дал такую славу авве Памве, что было трудно смотреть ему в лицо по причине сияния, от него исходившего: он казался царем, сидящим на троне.
Ученики преп. Арсения, внезапно вошедшие в его келью, где он был погружен в молитву, увидели его светящимся, как огонь. Также видели преп. Иосифа Великого в молитве с воздетыми руками: его пальцы напоминали десять языков пламени.
Эти примеры сияющих лиц и тел, как и многие другие, не могут быть поняты иначе, как продолжение Преображения Христова, начиная с Пятидесятницы, при сошествии Святого Духа на тела в виде огненных языков, дабы приготовить их к преображению и воскресению в будущем. Почитание тел святых в Православии продолжает радость, полученную ап. Петром при виде света, исходившего от Христа, Который побудил его воскликнуть с верой, тогда еще не осознанной: “Равви, как хорошо нам здесь быть” (Мк. 9, 5).
Преображенный Господь присутствует во святых Своих. Его свет и Дух Святой сияют в их умах и телах. Освящение проявляется повсюду, за пределами души и духа, в самом теле. Хотя тело пребывает еще в этом мире, оно уже не от мира сего. Оно питается одновременно и хлебом земным, и хлебом небесным, оно просвещено и светом мира сего, и светом небесным. Не здесь ли ответ на призыв апостола: “Прославляйте Бога в телах ваших” (1 Кор. 6, 20)?
Вспоминая сегодня взятие тела Приснодевы, мы прославляем Бога, Который продолжает прославляться каждодневно во святых Своих: “Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем” (2 Фес. 1, 12).
1) В Коптской Церкви празднование Успения Приснодевы совершается 22 августа.
2) 2 Кор. 3, 7-18; цитируется свободно в нижеследующем отрывке.
3) Иуды, 9. Цитируется Захария 3, 2, где упоминается спор в связи с первосвященником Иисусом.
4) Слово “кенозис”, транскрибированное с греческого, переводится как добровольное уничижение, самоопустошение. См. Флп. 2, 7: “Он уничижил Себя самого”.