"Но всё это (совокупные черты человеческого фактора) и для церковной среды неизбежно. " - Оно конечно так, но в данном случае возможно ситуацию можно было бы несколько улучшить, если бы церковь повысила планку для новых членов. Так как по моему впечатлению, часто крестят людей, которым Бог не особо интересен, либо жизнь которых весьма далека, даже от минимальных христианских нравственных требований. Тут давать советы конечно легко, да я и сам не знаю готового рецепта, но тем не менее, если бы например ввести повторно практику оглашений, либо нечто подобное, возможно церковь хотя бы несколько уменьшила влияние на неё "человеческого фактора" изнутри.
Безусловно, это верно, и в этом отношении кое-что делается в последние 10-летия в разных приходах РПЦ, хотя и не везде одинаково успешно. Но что касается большинства крещеных подобным образом, но не просвещенных по сути, так они и в церквях в лучшем случае только "захожане" или "прохожане", но чаще всего их вообще нет или они приходят, чтобы только покрестить младенца или отпеть покойника из родственников.
" в лучшем случае только "захожане" или "прохожане" - в данном случае, не уверен. Например, богослужениям на русском языке, разве в основном не данная группа лиц противодействует. Или это явление другого рода?
Это другого рода как раз явление. С чего бы невоцерковленным людям противодействовать богослужениям на русском?.. Многие светские как раз указывают, что у нас богослужения непонятны. А церковные именно, что держатся упорно за старый календарь, за церковно-славянский язык. Который, конечно, имеет свою определенную привлекательность и мелодичность, но здесь всё-таки больше внутрицерковного эстетизма. Я всегда выступал за многообразие практик и за возможности служить и на ЦСЯ, и на современном русском, что фундаменталистски настроенные православные почему-то совершенно не допускают.
Церковное начальство боится, естественно, смут и разделений. Споры насчет русского яз в богослужении были весьма ожесточенные в 1990х годах на моей памяти. Сторонники славянского пугали обновленцами 1920-х, например, которые использовали русские переводы и хотели перейти на новый календарь, например, и т.д.
И радикально настроенных любителей славянского языка настолько много, что может угрожать большой раскол? Я просто во внутренних делах РПЦ, не сильно разбираюсь.
Их большинство, ну или как минимум значительная часть, среди духовенства и епископата, а этого уже вполне достаточно, именно ими определяется общая внутренняя церковная политика.
Reply
Reply
Reply
Это другого рода как раз явление. С чего бы невоцерковленным людям противодействовать богослужениям на русском?.. Многие светские как раз указывают, что у нас богослужения непонятны. А церковные именно, что держатся упорно за старый календарь, за церковно-славянский язык. Который, конечно, имеет свою определенную привлекательность и мелодичность, но здесь всё-таки больше внутрицерковного эстетизма. Я всегда выступал за многообразие практик и за возможности служить и на ЦСЯ, и на современном русском, что фундаменталистски настроенные православные почему-то совершенно не допускают.
Reply
Чего (либо кого) боятся те кто мог бы это разрешить?
Reply
Reply
Reply
Их большинство, ну или как минимум значительная часть, среди духовенства и епископата, а этого уже вполне достаточно, именно ими определяется общая внутренняя церковная политика.
Reply
Reply
Leave a comment