Призыв Иоанна Предтечи "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" остаётся злободневным на все последующие времена христианской истории, но понимается он не всегда верно. Не в том вовсе дело, что каждый христианин призван заниматься каким-то регулярным скрупулёзным самоанализом на исповедях у священников, самокопанием с "оцеживанием комаров" из многочисленных и до сих пор иной раз распространяемых в церковных лавках брошюр "В помощь кающимся". Современники Христа и Предтечи из православных той эпохи богословов это-то как раз мастерски умели делать - за их плечами тогда или чуть позже уже были 613 разных больших и малых заповедей с правилами насчёт ритуальной и прочей чистоты или как соблюдать Шаббат. И что-нибудь каждый из них непременно мог нарушить, а потом должен быть принести, допустим, жертву за грех.
Но при этом скрупулёзном соблюдении всяких мелочей они умудрились не заметить или просто отвергнуть и проповедь Иоанна Предтечи, к ним обращённую, и всё дело Христа! Воспринимая Бога и Его волю по-книжному, абстрактно, они отвергли волю Бога о себе самих в конкретный важный момент истории и их собственной жизни! См. Лк. 7,29-30: им могло казаться оскорбительным и ниже собственного достоинства, что пророк их ставит наравне с новообращёнными язычниками, только лишь вступающими в общество Господне через омовение и обрезание!
На некоторых иконах Предтеча изображается в виде ангела, то есть, по сути, вестника. И этот ангел (вестник) возвещает Евангелие (радостную весть) о приближении Царства Бога, Царства Небес. Но чтобы принять эту радостную весть, нужно покаяться. На языке Библии "покайтесь" значит "шуву", в смысле "обратитесь". В греческом переводе - "метаноите", скорее - "образумьтесь". То есть, важно обратиться и образумиться, переменить свои мысли так, что бы путь от Господа к сердцу каждого стал прост и прям. К этому призывал Иоанн Омыватель (Йоханан га-Матвил или га-Мтавэл).
И если Предтеча предупреждал, чтобы не думали говорить в себе "отец у нас Аврааам", то современным православным можно с не меньшим успехом обратить похожие слова: не думайте говорить в себе "мы православные", ибо отец Небесный может из камней воздвигнуть православных. "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3:9-10).
Фарисейское зазнайство, самодостаточность, самодовольство, самовозвышение - вечное искушение, преследующее многих христиан в истории. Но, как известно со слов Иисуса, кто себя возвышает, унижен будет. Это касается не только отдельных людей, но и целых сообществ. И не только Израиля, но и других народов и церквей. Как только кто-то начинает тщеславиться своими результатами, пусть и в самом деле неплохими или даже высокими, так сразу же эти результаты рискуют обесцениться, и в очах Божьих, и в глазах окружающих людей.
Так сразу же прямые пути от Господа к человеку или к целым сообществам искривляются, и люди теряют, если не сразу, то со временем, способность различать духов и познавать волю Бога здесь и теперь, в динамике жизни, всё время меняющейся и развивающейся.
В общем, покаяние - не психотерапевтический самоанализ, не боязнь в бесконечных сомнениях совершить что-то "не так" (и отсюда бесконечные вопросы по типу: "батюшка! это грех? не грех?"). Это стремление к открытости и простоте перед Богом, без всякого лукавства и без подмены воли Божией здесь и теперь какими-то общими абстрактными рассуждениями или ссылками на правила. И постоянное стремление к хорошему и светлому, вопреки осознанию чего-то тёмного и плохого в самих себе.
"Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови наши дни, как древле" (Плач Иер. 5:21).