Наиболее удачное объяснение эпизода с Ананией и Сапфирой...

Oct 12, 2020 20:54

...как мне кажется, есть в книге Петра Константиновича Иванова "Тайна святых". Эмигрантский автор (1876-1956), вскоре после смерти незаслуженно забытый. О нем писал отец Василий Зеньковский ( Read more... )

библия, писание, книжная полка

Leave a comment

pior_zatvornik October 13 2020, 08:26:28 UTC
Кстати, вслед за П. Ивановым я тоже уверен, что за гробом остаётся покаяние (иначе зачем вообще мы молимся об усопших?).

Так ли это? См. "Евергетин", том 1, глава 2 "О том, что следует делать добро сейчас, а не откладывать на будущее, а также о том, что после смерти нет исправления".

Reply

pretre_philippe October 13 2020, 08:33:49 UTC
Я в курсе такой точки зрения, но совершенно непонятно, на чем она основана!
И повторю, какой смысл вообще тогда молиться об усопших, если их участь решена только в рамках земной жизни. Тогда правы некоторые из протестантов, категорически отвергающие эту возможность. Скорее всего, утверждение, что "за гробом нет покаяния" продиктовано чисто педагогическими мотивами. Никто не спорит, что лучше исправляться, пока дано время здесь, ибо в том мире это будет более затруднительно. Но это не значит, что совсем не возможно.

Reply

pior_zatvornik October 13 2020, 09:08:59 UTC
Как минимум, эта точка зрения основана на логике событий: если будет плач и скрежет зубов, то, значит, не каются. Почему? Могли бы, так покаялись бы. Скорее вызывает удивление мнение, что всё это педагогические устрашения. У этого мнения есть какие-то основания? Вроде нет.

И повторю, какой смысл вообще тогда молиться об усопших, если их участь решена только в рамках земной жизни.

Есть опыт, практика. Что касается теоретизирования, то встречал мнение, что там нет молитвы (чисто антропологически: нет тела - нет молитвы), а здесь молитва возможна.

Reply

pretre_philippe October 13 2020, 09:39:20 UTC
Хм, а как же мы просим святых молиться и молить Бога о нас (которых телесно давно нет в этом мире)? А небесных сил, ангелов-хранителей?

У этого мнения есть какие-то основания? Вроде нет.

Есть, поскольку в Писании много разных утверждений, что Бог желает всем спастись. Да, есть две линии (милости Бога и акцента на суд), которые друг с другом логически до конца примирить невозможно. Думаю, это всё-таки божественная педагогика. Чтобы никто не расслаблялся.

Reply

pior_zatvornik October 13 2020, 09:55:33 UTC
Хм, а как же мы просим святых молиться и молить Бога о нас (которых телесно давно нет в этом мире)? А небесных сил, ангелов-хранителей?

Опять же ответ антропологический. Мы, несовершенные, молимся умом, а ум - часть тела, сомы, которая подвержена изменению, угасанию, смерти. Совсем маленькие дети имеют неразвитый ум, не знают языка, поэтому не могут молиться. Совершенные, как говорят, молятся сердцем и эта молитва подавляет ум, его приснодвижность, а также страсти, которые гнездятся в сердце изначально. Младенцы всё чувствуют также, как взрослые - любовь, радость, благодарность, гнев, ревность, зависть, обиду, вообще всё. Здесь вопрос, что такое Я и где оно пребывает - в уме или в сердце - и где должно пребывать. "Аз сплю, а сердце мое бдит" - это как раз об этом. "Благодать рассекает человека на себя и не себя" (свт. Феофан Затворник). Кажется, именно сердце обречено на вечность. Что касается ангелов, то это совсем другие существа. Всё это гипотеза, конечно.

Думаю, это всё-таки божественная педагогика. Чтобы никто не расслаблялся.И ( ... )

Reply

pior_zatvornik October 13 2020, 10:23:01 UTC
Кстати, упомянутое различие ума и сердца объясняет психические заболевания (ум болен, а сердце нет, но больной ум господствует над сердцем) и угасание ума в старости (как будто возврат в младенчество). То и другое делает молитву невозможной. Но повторю: это гипотеза.

Reply


Leave a comment

Up