...как мне кажется, есть в книге Петра Константиновича Иванова "Тайна святых". Эмигрантский автор (1876-1956), вскоре после смерти незаслуженно забытый. О нем писал отец Василий Зеньковский:
"Ничто так не свидетельствует о его духовном даровании, как его прекрасная книга «Тайна святых», которая вся пронизана светом первохристианской веры. Можно сказать, что П. К. имел духовным оком видение ранней Церкви Христовой, и от этого видения у него суровое непримиримое отношение к современной церковной реальности. Не буду пересказывать его идей о священнослужителях «по чину Мельхиседека», но то, что он написал в своей книге о ранней христианской Церкви, свидетельствует о глубине его созерцания."
Попадались разные толкования этого места, но они меня никогда до конца не убеждали.
В конце концов, сколько было в последующие века христианской истории проступков среди христиан, куда более значительных по своей тяжести, чем утайка части своего имущества в свою пользу вместо того, чтобы отдать все в пользу церкви.
Итак, когда все приносили свои имения, этот муж Анания, продав собственность, решил часть денег и имущества припрятать, отложить на «чёрный день», так сказать. Апостол Пётр сразу угадал в Духе это состояние Анании, заметив: «Как ты допустил сатане вложить в сердце твоё солгать Духу Святому, ведь ты не нам солгал, но Богу!» Анания не вынес этого обличения, а спустя пару часов пришедшая жена так же мгновенно скончалась. Как замечает Пётр Иванов:
«Что означала эта внезапная смерть? Было бы нечестиво предполагать, что Пётр наказал Ананию смертью: никогда ни Христос, ни апостолы не могли бы принять участие в казнях («не знаете, какого вы духа» - сказал Господь Иисус ученикам, предлагавшим умертвить непокорных самарян)… Не убивать, а любовью приводить к покаянию следует тех, кто грешит. Смерть Анании не была наказанием, она была прямым следствием пребывания церкви в инобытии. В Царстве Божием (раю) все единогласны; нарушив согласие, Анания в момент обнаружения своего поступка выпал из церкви царственного священства. Он не мог продолжать своё существование в церкви безгрешной, какой была тогда церковь на земле. За гробом, где продолжается жизнь церкви до страшного суда, надлежало ему пройти очищение и покаяться» (Тайна святых).
Кстати, вслед за П. Ивановым я тоже уверен, что за гробом остаётся покаяние (иначе зачем вообще мы молимся об усопших?).
Понятно, что в последующей церковной истории чего только не было, и сребролюбие с роскошеством разных епископов в средние века и позже превосходило сребролюбие Анании и Сапфиры несоизмеримо. Которые на их фоне выглядят чистыми и непорочными агнцами... Но для духовного состояния первоначальной только что родившейся Церкви это действительно был контраст, несовместимый с её первозданной чистотой, о которой мы можем только догадываться. И это был неповторимый опыт именно Иерусалимской общины обращенных из иудеев христиан, поскольку среди христиан из язычников такого состояния скорее всего не было, о чем, например, пишет ап. Павел, обличая коринфских христиан за разделения и споры.