Из переписки. О браке и венчании

Dec 11, 2017 09:53

..."Сегодня на телеканале Спас услышала, что на Архиерейском Соборе принято решение не благословлять в церкви четвертый брак, если даже вступающие в брак не были не разу венчаны, а только регистрировались в ЗАГСе. Я официально вышла замуж 2-ой раз, а мой муж - в 4-ый раз официально женился. Я воцерковлена (регулярно бываю на воскресных и ( Read more... )

люди, жизнь церковная, богослужение

Leave a comment

Comments 31

sobolev82 December 11 2017, 07:21:17 UTC
хм. а в чем разница брака гражданского в загсе от простого сожительства. кроме того сожительство бывает и кратковременное, даже на одну ночь и менее :)
У нормального современного мужика с учетом доступности женщин может быть и 50 кратковременных сожительниц за пару лет. И вот встречает такой мужчина ту самую - невинную скромную девушку и решает вот она! А им вместо благославления, вместо напутствия отворот поворот. Зато Аллу Борисовну с педиком венчают.
РПЦ как будто сама себе роет яму

Reply

pretre_philippe December 11 2017, 07:37:58 UTC
Разница юридического брака от простого сожительства всё же есть существенная. Юридически регистрируя брак, супруги берут на себя некоторые ответственности друг перед другом, а в простом сожительстве этого нет. Когда не было штампов в паспортах, существовали публичные свадебные обряды во всех культурах, что тоже свидетельствовало, что друг перед другом и перед окружающим обществом люди заявляют о своем выборе быть мужем и женой. А вот особого "церковного" брака как раз не было в древней церкви изначально - церковь признавала гражданские браки Римской империи.

Reply

sobolev82 December 11 2017, 12:34:52 UTC
супруги берут на себя некоторые ответственности друг перед другом, а в простом сожительстве этого нет

В украинском семейном праве это уже есть: незарегистрированный брак в очень многих аспектах тождественен зарегистрированному. Есть обратное: режим сепарации (раздельного проживания) в зарегистрированном браке, что, например, не создаёт право общей совместной собственности на имущество, нажитое во время сепарации. Плюс есть брачный договор, в котором можно много чего предусмотреть, чего нет в Законе.

церковь признавала гражданские браки Римской империи

Небольшое уточнение. Римское право распространялось только на граждан Рима и далеко не все жители Римской империи были римскими гражданами (по крайней мере в раннехристианский период). Поэтому иудеи заключали браки не по римскому праву, а по иудейскому, греки - по греческому, египтяне - по египетскому и т.д.

Андрей

Reply

ustavschik December 11 2017, 13:23:48 UTC
особого "церковного" брака как раз не было в древней церкви изначально
Это не так, отче.
Не было сформировавшегося чина церковного благословения брака, это так. Но само понимание, что совершённый по гражданскому праву брак нуждается ещё и в церковном освящении, было. Самое первое упоминание об этом - у свщмч. Игнатия Богоносца, в начале II века.
Первоначально, видимо, это имело форму совместного причащения новобрачных и оглашения факта брака в общине. Позже начали появляться и особые молитвы благословения брака.

Reply


(The comment has been removed)

pretre_philippe December 11 2017, 07:39:09 UTC
А подобных исключений как раз может быть сейчас немало! Жизнь вообще состоит из исключений почти наполовину :)

Reply


niknik1979 December 11 2017, 09:09:22 UTC

С последовательностью у еписпокопата не очень. На соборе запретили опускать ектенью о оглашенных, но при этом на своих архиерейских литургиях делают это сплошь и рядом.

Reply

pretre_philippe December 11 2017, 09:31:26 UTC
А где это - "запретили"? Ну-ка, процитируйте...

Reply

niknik1979 December 11 2017, 11:27:17 UTC
В оф. документах я не нашел. Скорее всего, это звучало с трибуны. Надо будет у отцов, бывших на соборе, поспрашивать.

Reply

pretre_philippe December 11 2017, 18:15:31 UTC
Значит, никакого запрета и не было! Было выражено просто чье-то частное мнение на уровне призыва.

Reply


anonymous December 11 2017, 12:28:06 UTC
Если не ошибаюсь, в тексте документа "О канонических аспектах церковного брака" говорится о широких полномочиях архиерея в деле икономии. Если некоторые (если не все) предыдущие браки признаются епископом канонически ничтожными, то... А вообще проблема совершенно в другом: в младенческом крещении с последующей нехристианской жизнью.

Андрей

Reply

ustavschik December 11 2017, 14:49:49 UTC
о широких полномочиях архиерея в деле икономии
Нет, документ весьма чётко прописывает границы этой икономии. То, что будет твориться в реальной жизни при интерпретации норм документа, естественно, сейчас не предугадаешь, но в самом документе границы икономии прописаны.

Reply

anonymous December 11 2017, 15:10:40 UTC
Да, Вы правы.

"Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества предшествующих браков одним из желающих венчаться или при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства)".

"Церковь также не разрешает венчать следующих лиц: ... е) ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения".

Андрей

Reply


ustavschik December 11 2017, 13:18:06 UTC
услышала, что на Архиерейском Соборе принято решение не благословлять в церкви четвертый брак
Алла Пугачева с Галкиным вот подсуетились до этого Собора обвенчаться
Вы меня как-то неприятно удивили, отче.
Ладно, когда малоцерковный человек пишет, что на прошедшем Соборе вдруг взяли, да и запретили четвёртое венчание.
Но Ваша фраза про "подсуетились" - нечто вовсе шедевральное.
Или Вы никогда в жизни не слышали про то каноническое правило, которое подразумевается в соборном документе? Это же Василий Великий, IV век. Браки после третьего он именует "делом скотским и совершенно чуждым роду человеческому", "грехом, тягчайшим блуда". И если третий брак благословляется по снисхождению ("третий брак есть нечистота в Церкви, но лучше, чем распутное любодеяние"), то четвёртый недопустим.
Так что это не участники Собора что-то выдумали, а, напротив, - напомнили о канонической норме.

Reply

pretre_philippe December 11 2017, 18:25:17 UTC
Так я разве что-нибудь из этого отрицал?
Но факт есть факт - Аллу обвенчали в каком-то из подмосковных храмов. И о. Вс. Чаплин как раз озвучил эту точку зрения, что там явно намекнули Алле и Максиму: после собора уже совсем нельзя будет.

Reply


Leave a comment

Up