Парадоксы современного атеизма

Mar 08, 2017 11:09

Современный атеизм как мировоззрение или агностицизм с атеистическим оттенком можно смело охарактеризовать как прямой продукт всей предшествующей иудео-христианской цивилизации. В некоторых моментах, прежде всего философско-этических, он может представлять собой даже высшую стадию развития этой цивилизации. Подчеркиваю - в некоторых, но далеко не ( Read more... )

размышления

Leave a comment

Comments 72

bogomilos March 8 2017, 08:52:38 UTC
***** Н.А. Бердяев остро подметил, что «Люди и целые группы людей, целые народы приспособляли христианство, как и все религии, к своему уровню и напечатлели на образ Бога свои пожелания, и наложили на этот образ свою ограниченность. Это и давало прекрасный повод для отрицания самого существования Бога".

Всё бы ничего, если бы само православие не было продуктом описанного Бердяевым процесса.

***** А для верующего, если для него есть продолжение жизни за рамками этой земной

В частности, вокруг "спасения души" накручена чисто языческая по происхождению мифология. Напомню, что Иисус, произнося фразу "спасти душу или погубить" имел в виду оказание или неоказание помощи тяжело больному человеку.

***** Их извращенное понятие о Боге, их безбожная жизнь вызывали это безбожие. Богу приписывали самые дурные свойства - самодовольство, самодурство, жестокость, любовь к низкопоклонству.

Почему же "извращённое", если такое понимание ПРЯМО вытекает из Св.Писания Ветхого Завета?

Reply

pretre_philippe March 9 2017, 06:54:21 UTC
С другой стороны, как бы вы тогда интерпретировали слова Иисуса "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить"?

В Танахе есть искаженные понимания Бога, связанные с чисто человеческими проекциями, да. Но вообще там много чего и другого есть, он не однороден. Всё лучшее оттуда, тем не менее, не могло быть отвергнуто христианами.

Reply

pretre_philippe March 9 2017, 13:42:27 UTC
С другой стороны, как бы вы тогда интерпретировали слова Иисуса "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить"?

В Танахе есть искаженные понимания Бога, связанные с чисто человеческими проекциями, да. Но вообще там много чего и другого есть, он не однороден. Всё лучшее оттуда, тем не менее, не могло быть отвергнуто христианами.

Reply


anonymous March 8 2017, 10:17:34 UTC
Современный атеизм как мировоззрение или агностицизм с атеистическим оттенком можно смело охарактеризовать как прямой продукт всей предшествующей иудео-христианской цивилизации.

Атеизм дальневосточной (конфуцианской) цивилизации? Конфуцианство - это светская религия. Даосизм - натурфилософия, где есть Дао, но нет Творца. Атеизмы индийской цивилизации, в частности некоторые ветви буддизма? Атеизм некоторых школ эллинской философии? Европейское Возрождение чем питалось? Не античностью? Стоицизм, например, это атеизм.

Такие люди могут быть бессознательными орудиями Божьего промысла в нашем мире.

Согласен.

Дионисий псевдо-Ареопагит, О мистическом богословииВы же знаете историю происхождения этого текста - она мутная. Сложная рецепция была в Церкви, негативное влияние этой книги на практику, на теорию. Кстати, то, что Вы процитировали - это похоже на "Категории" Аристотеля наоборот. То есть Бог - не подлежит измерению категориями, Он за пределами категорий. Но нам это не очень понятно, потому что мы в подростковом возрасте эти " ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

anonymous March 8 2017, 16:27:29 UTC
Каким большевизмом увлекались жертвы Освенцима?

Наказание еврейского народа за марксизм, за марксистскую революцию в России, за попытки в Австро-Венгрии, Германии, Испании. Может быть. Это гипотеза. А это факт: процент евреев среди революционеров был зашкаливающим.

И почему сейчас большевизмом можно увлекаться совершенно безнаказанно?

До поры, до времени безнаказанно можно увлекаться даже сатанизмом.

Андрей

Reply

a_hramov March 8 2017, 21:27:58 UTC
Атеизм дальневосточной (конфуцианской) цивилизации?
Атеизм может быть плодом только авраамической традиции, и не может быть атеизма, как плода языческой традиции. Нам, авраамистам, ИЗНУТРИ своей традиции это не очень видно и понятно, а вот со стороны это очень хорошо видно. Поскольку основное отличие язычника от авраамического монотеиста в том, что с точки зрения последнего вера и религия - это очень важно или во всяком случае должно быть очень важно. А со стороны язычника - нет. Для язычника атеист - это тот, кто отрицает существование Деда Мороза. Всерьез говорить об этом среди взрослых людей - странно, а среди детей - неприлично.

Reply


anonymous March 8 2017, 10:34:41 UTC
Подумалось. В связи с тем, что китайцы сейчас массово крестятся, может быть правление коммунистов в ХХ веке, "культурная революция", уничтожение традиционной культуры было нужно для того, чтобы приготовить в душах китайцев место Христу? Может быть наши большевики были нужны для того, чтобы начисто погубить то синодальное, царебожническое православие и дать возможность вернуться к христоцентричному православию?

Андрей

Reply


anonymous March 8 2017, 10:45:42 UTC
Рецепт смирения. Не лучший, но...

Борис Гребенщиков "Песни нелюбимых"

Песни нелюбимых.
Песни выброшенных прочь.
Похороненных без имени.
Замурованных в ночь.
Песни перечёркнутых.
Песни сброшенных на лёд.
Песня больше не нужных
Звучит, не перестаёт.

У нас хорошая школа -
Прикуривать от горящих змей;
Вырвать самому себе сердце,
Стать ещё злей.
Держать голову под водой,
Не давать делать вдох;
И обламывать лезвие после удара
Потому что с нами Бог.

Наступи на стакан,
Если он выпит;
Голову в петлю
И с вещами на выход.
Господи, открой мне
Тайну Бытия;
Посмотри мне в глаза
И скажи, что это воля Твоя.

Можно долго ждать солнца,
Глядя слепыми глазами в зенит;
У нас внутри был хрустальный
колокольчик.
На него наступили, он больше
не звенит.
Эта музыка старее, чем мир;
Она нелепа и смешна;
Но я буду танцевать под неё,
Даже если она не слышна.

Ласковой душе -
Железное платье.
Кровью на песке -
Все люди братья.
Мне больше не нужны Твои
Тайны бытия.
Просто посмотри мне в глаза
И скажи, что это воля Твоя.

Андрей

Reply

spbreader March 8 2017, 14:10:02 UTC
+++
Впервые вчитался в слова этой песни.
Спасибо. Очень хорошо.

Reply

anonymous March 8 2017, 16:30:25 UTC
IMHO, Гребенщиков прошёл такой же путь, как и Клайв Льюис. Гребенщиков: от "Серебра Господа моего" до "Песен нелюбимых". Льюис: от "Кружного пути" до "Боли".

Андрей

Reply

spbreader March 8 2017, 20:31:08 UTC
Возможно, не могу судить, я недостаточно знаю и того и другого. Но по сути понятно -- никто не знает толком что делать с болью и страданием, своими и чужими. С возрастом вообще страдание и его осмысление приобретает гораздо больший вес, по сравнению с молодостью.

Reply


anonymous March 8 2017, 11:06:02 UTC
Проблему можно сформулировать так: есть очевидное расхождение между тем Богом, который есть, который нам дан в Писании и нашем опыте, и тем Богом, который описан в учебниках по догматике. Как преодолеть это расхождение? Ответ очевиден.

Андрей

Reply

pretre_philippe March 8 2017, 11:09:51 UTC
И каков же он, на ваш взгляд?
Личный наш опыт не всегда и не у всех, кстати, соответствует тому, что дано в Писании. Правда, тут можно сослаться на наше маловерие или ограниченность, а то и сомнительность личного опыта. Но у кого этой веры вообще хватает?..

Reply

anonymous March 8 2017, 11:17:03 UTC
И каков же он, на ваш взгляд?

Опыт? Например, 118-ый псалом. IMHO, это гениальный текст.

Андрей

Reply

anonymous March 8 2017, 11:28:05 UTC
Думаю, что главный вопрос не "как оно есть?", а "как с этим жить?"
Ответ в практике, а не в теории. Потому что нет теории.
Иначе: аскетика важней догматики.

Андрей

Reply


Leave a comment

Up