Андрей Зубов. Значение опыта РПЦ в ХХ-м веке для века ХХI-го

Mar 02, 2015 09:46

(расшифровка выступления в храме Космы и Дамиана 15 февраля 2015 на общеприходской конференции памяти прот. Александра Меня)Тема, которой я решил посвятить свое выступление это опыт Церкви русской ХХ века, исторический опыт, который важен, на мой взгляд, для века мой взгляд для века ХХI. Это какие-то конкретные опыты, я их набросал, которые ( Read more... )

история, свет и тени в Церкви

Leave a comment

pretre_philippe March 2 2015, 07:01:49 UTC
(продолжение)
Так что то, зачем выкручивали руки митрополиту Сергию, это был первый шаг уже спланированной длительной борьбы по уничтожению свободного общества в России -- крестьянского, а крестьяне группировались в первую очередь вокруг священников. И Сергию надо было подписать этот Акт лояльности и, тем самым, сбить волну. Он решил подписать. Ради того, чтобы сохранить Церковь. Ради того, чтобы из Соловков отпустили епископов. Как вы знаете, ничего из этого не получилось. Ни епископов не отпустили, ни волну не сбили, после этого пошла волна закрытия церквей и полного закрытия монастырей. После этого -- в 37-ом году - полное уничтожение Церкви под корень. То есть ничему эта декларация не послужила и ничего не сделала. Но она помогла власти разделаться с Церковью.

Вы знаете, что начались расколы в Православной Церкви, возникли «непоминающие» и т.д. И в этом смысле, затея большевиков полностью осуществилась. Именно поэтому можно сказать, что сделка с Церкви с властью, которая позиционирует себя как безбожная, невозможна. Эта сделка всегда преступна. И она всегда губит Церковь и душит ее, естественно. И мы ясно видим, как изменилось положение даже в душе того же митрополита Сергия, за прошедшее после 27-го года время.

В 1943-ем году после страшных гонений, когда больше 90% клира и мирянского актива было уничтожено физически, в сентябре, по-моему, 4-го сентября 1943 года Сталин неожиданно вызывает митрополита Сергия, митрополита Алексия и митрополита Николая (Ярушевича) к себе, на ближнюю Кунцевскую дачу, и в присутствии Павлова (кэгэбэшника, естественно) будущего уполномоченного по делам Русской Православной Церкви, ведет беседу о том, что надо восстанавливать Церковь. Почему это произошло, я не буду говорить. Разумеется, не из-за того, что, как говорят некоторые наши не в меру ревнивые сказочники, Сталин уверовал, понял. Он действовал очень прагматично.

Он спрашивает (сейчас стенограмма эта опубликована): «Что сейчас нужно Церкви для ее восстановления?» Как вы думаете, что отвечает митрополит Сергий? «Первое, что надо решить, это вопрос о власти в Церкви. Должно быть восстановлено патриаршество. И, естественно, я должен быть патриархом». Все остальное - о тысячах, десятках тысяч находящихся в лагерях священников не было сказано ни единого слова. Это очень характерно. За эти 15 лет произошло сильное изменение сознания: компромисс большого богослова в 27-ом году привел к сервилизму в 43-ем году. Поэтому Церковь возродилась совсем не такой, какой она погибла тогда. Она возродилась другой. Она возродилась новой государственной Церковью. Причем, в отличие от Церкви императорского периода, когда это была Церковь в государстве, все-таки считавшем себя православным. И епископам, митрополитам было бы легче говорить царю: ты же милостью Божией Государь! Что ж ты такие дела творишь? Но никто этого не сказал никогда, ни разу. Если бы сказал, это был бы шок! И то-то тут же отправился куда-то очень далеко, даже будь это митрополит Санкт-Петербургским.

Reply


Leave a comment

Up