О перспективах христианского единства (экуменизма).

Jun 13, 2014 20:20

Эти перспективы оказались более, чем призрачны, в начале третьего тысячелетия христианской эры. При этом в минувшем ХХ веке, помимо уже имевшихся разделений между православными и католиками, православными и протестантами, католиками и протестантами, православными и «нехалкидонитами» и прочая, прочая, разделения были в самом православном мире. И они не прекращаются в начавшемся ΧΧΙ-м, а лишь только усиливаются - так, православные по традиционной многовековой ориентации страны ныне, допустим, могут открыто враждовать или даже воевать друг с другом.

Причины здесь не только духовные (упадок веры или её оскудение происходили всю минувшую христианскую историю, тут нет ничего нового самого по себе), но и чисто статистические. Любая организация, любой коллектив или сообщество людей, будь то братство, сестричество, коммуна и т.д., способны к самоуправлению только при малой численности её членов. И, соответственно, при высоком уровне сознания этих членов. При дальнейшем увеличении числа людей в любой организации неизбежно появляются лидеры, координаторы, которым дана способность управления, власти.

При этом же увеличении численности членов неизбежно возрастает вероятность несогласий, разделений между ними по разным поводам, как важным, так и не очень, поскольку заведомо трудно найти среди большого числа людей во всём и всегда согласных друг с другом, как и людей с крепкой верой и высоким уровнем духовного развития. Умножение числа малых братств и общин лишь отчасти могло решать эту проблему, но не до конца. Поскольку сами малые братства нуждались неизбежно в общении между собой, координации, определенного вида организации этого общения. Только в самом начале церковной истории мы находим свидетельства в Деяниях апостольских, что у всех было всё общее, никто ни в чем не нуждался, «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32-24). Это был период безгрешного церковного младенчества - период невинный, светлый, к которому уже, однако, нет возврата, подобно тому, как взрослый человек, пусть он и грешный, не может возвратиться в младенческое невинное состояние. Первоначальная Церковь не могла замкнуться в своей малочисленности ради сохранения своего исходного высокого уровня, совершенно очевидно. И это противоречило бы самому замыслу устроения Церкви. Но, привлекая к себе всё больше и больше разных людей из разных культур и традиций, расширяясь по всему миру, Церковь неизбежно сама в некоторой степени обмирщалась и шла на уступки либо местным властям, либо широким народным массам. Кроме того, «сколько голов, столько и умов», и личных опытов духовной жизни, не всегда совпадающих друг с другом, и личных пониманий Писания. Разделения неизбежно происходили и на этой уже чисто богословской почве. Через них пройти было неизбежно в общецерковном масштабе, и необходимо просто прочувствовать диалектический момент этих разделений.

Естественно, что раз византийский мир уже был изначально в чем-то отличен от западного римского, это не могло не сказаться и на церковном языке. В свою очередь, и тот, и другой миры были изначально отличны от семитского мира, где зародилось христианство. Взаимонепонимание между этими мирами вследствие разности культурных и языковых кодов внутри них было неизбежным.

Таким образом, единая Церковь разделилась по разным причинам на множество отдельных церквей, в прошлом часто враждовавших друг с другом и отрицавших друг друга по богословским причинам. Богословие здесь шло рука об руку с некоторого рода недомыслием: раз Церковь может быть на земле только одна и вера только одна, значит, либо я пребываю в истинной Церкви, либо нет, и её надо искать где-то ещё. По принципу «или-или», «всё или ничего». И потребовалось пройти через многие потрясения, религиозные и прочие войны, взаимные отрицания друг друга или анафемы в адрес друг друга, чтобы понять, хотя бы части христиан по всему миру, что и те, и другие могли быть по-своему правы в конфликтах или по-своему неправы, или что сама вера была и у тех, и у других одинакова в глубине при разных способах её выражения. Так зародилось экуменическое движение за единство христиан в начале ХХ в.

Будет ли оно иметь дальнейшие перспективы? Разумеется, только вполне скромные, куда более скромные, чем это было или чем это казалось, допустим, лет 40-50 назад. Настоящее единство христиан может достигаться, начиная именно с малых групп и братств. Такой подход гораздо более реалистичен, чем мечтания о воссоединении в глобальном масштабе. Известны малые группы, где молятся и о христианском единстве, в том числе о том, чтобы стала единой дата празднования Пасхи. Сам молитвенный посыл в этом случае понятен и уместен. Другое дело, что приходится быть реалистами: если одни молятся о христианском единстве и об одной дате празднования Пасхи, а другие в то же самое время настроены ни в коем случае не отступаться от всякого вида стереотипов и традиций, в их интерпретации означающих «веру отцов», то, конечно, молитва первых если и будет услышана и исполнена, то лишь в весьма ограниченных масштабах. Легко себе представить, что если, допустим, завтра часть православных и католиков воссоединится или хотя бы договорится по поводу единого календаря, другая часть православных и католиков непременно взбунтуется и отделится от тех, кто воссоединился. И в целом никакого вклада в общее единство не будет, но появится новое и дополнительное разделение.

В заключение хочу привести слова константинопольского патриарха Варфоломея Ι, которые попались весьма кстати (он их произнес в обращении к папе Бенедикту XVI 29 июня 2012 г. в день празднования апп. Петра и Павла; см. журнал ББИ «Страницы» 16:3, 2012, с. 404):

«Мы привыкли выражать истину с помощью формулировок: они расставляют рамки, за которыми возникает ошибка. Однако саму истину невозможно полностью вместить в формулировки: она выходит за их пределы. Поэтому формулировки можно уточнять. Между тем человеческий язык не обладает безграничным числом выражений, и даже самые точные формулировки лишь несовершенно говорят о том, что хотят сказать участники диалога…
Поскольку Истина есть Личность Христа, любая формулировка, пытающаяся ограничить истину, будет ниже этой Личности и её динамики. Поэтому, чтобы установить догматическую истинность нашей веры относительно вопросов, которым в течение веков сопутствовали разные воззрения и формулировки, нам потребуется подход, который лучше соответствует личности Христа (выделено мной - свящ. Ф.). Если мы несем жизнь Христову в наших сердцах, словно это наша собственная жизнь, наши идеи относительно истины имеют лишь второстепенную значимость, ибо мы ощущаем истину во всей её напосредственности. И мы не столько сами познаем Христа, сколько (и прежде всего) познаваемы Им, как говорит апостол: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, будучи познаны Богом…» (Гал. 4:9).

Поход, лучше всего соответствующий личности Христа, конечно же, выражен в Евангелии: «Кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9, 50).

жизнь церковная

Previous post Next post
Up