постятся модные люди тоже по-модному
то есть, "по благословению духовника" или просто от балды
короче, как угодно - только не по УСТАВУ
между тем, соблюдение Великого поста строго по Уставу - здоровее и лучше любых диет! Я понимаю, с одной стороны, чувства уважаемого Владимира, оппонирующего, так сказать, "системному благочестию", но в целом утверждать "если постишься, делай это по уставу или не постись вообще" это уж слишком. Хотя согласен, что для физически здорового человека строго попоститься весьма благотворно, и сам для себя чувствую пользу. Насчет духовной стороны все не так однозначно, конечно, - я об этом
писал недавно на Правмире, но для тела держать форму хорошо помогает, как и от избыточного веса предохраняет.
И все же, кто не совсем в теме насчет Устава, напомню кое-что из истории.
«Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно... в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц... и постятся только 3 пятидневия... те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково - 40-дневным... одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц... одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22).
Кроме того, Иерусалимский устав, который Русь восприняла только в XV веке, был самым строгим из всех возможных, строже Студийского, который был на Руси изначально. Но такая строгость возможна лишь в том климате, где находится лавра Саввы Освященного, откуда этот устав пришел. Финики и инжир там вполне доступен и дешев, в отличие от России. Не говоря уже о теплообмене, при котором в жарком климате поститься очень даже доступно, но не в российском. Еще преп. Кассиан Римлянин отмечал, что то, что возможно в Египте, трудно применимо в Галлии из-за климата.
А не в Галлии, а в более теплой Византии, по Студийскому уставу постились так:
В праздник Благовещения, по Студийскому уставу, разрешались рыба и вино, а согласно уставу патриарха Алексия такое разрешение распространялось и на другие праздничные дни, как-то: 9 марта - 40 мучеников, 24 февраля - св. Иоанна Предтечи, 17 марта - св. Алексия, человека Божия, в Лазареву субботу и Благовещение. Но наши отечественные средневековые ревнители благочестия, видимо, решили перещеголять всех остальных, равняясь при этом на самую традиционно строгую лавру преп. Саввы Освященного, откуда последующий Устав позаимствован!
Но, в то же время, читая, например, Ивана Шмелева о том, как постились наши не столь уже далекие набожные предки и какие блюда и разносолы всякие употребляли, рыбные в том числе, понимаешь всё же, что устав уставом, а меру мирского человека, а не монаха, всё же тогда знали и от здравого смысла не отказывались. Правда, постились ли от водки? - вопрос отдельный...