Херем (חֵרֶם) - Анафема. История и современность

Jan 20, 2011 22:08

Происхождение слова «анафема» и его дальнейшее употребление в христианской истории довольно неоднозначны и сложны. Само слово ανάθεμα греческое, от глагола ανατίθημι, который сам по себе многозначен - накладывать, навьючивать, возлагать что-то на кого-то, откладывать, отсрочивать и, наконец, выставлять что-то в храме в честь бога, посвящать, жертвовать, а позднее воздвигать, строить жертвенник или храм. Соответственно, у древних греков этот термин выражал нечто посвященное божеству и отделенное от обыденного употребления. И вот этот самый термин был использован в греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте, для передачи древнееврейского слова «херем» (חֵרֶם)‎. В Торе это слово обозначало предмет (и в том числе человека), запретный для использования и даже прикосновения. В положительном смысле этого слова вещь посвящена Богу и потому не может быть использована людьми; в отрицательном смысле вещь или сам человек настолько отвратительны в очах Божиих, что непременно должны быть изъяты из среды народа Израильского, поскольку они «закляты». Итак, херему подлежало либо слишком хорошее, драгоценное (освященное), либо слишком отвратительное, проклятое. Отрицательный смысл встречается в Библии чаще положительного. В этом плане херему подлежали евреи, уклонившиеся от единого Бога в идолопоклонство, и все их имущество, а не только они сами, подлежало уничтожению. Херем распространялся также на народы, населявшие землю Ханаанскую, в которую Бог призвал израильтян после их избавления от египетского рабства и сорокалетнего странствия по пустыне.

Примеры из Библии:
«Все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, - человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, - не продается и не выкупается; все заклятое есть великая святыня Господня» (Левит 27, 28);

«Господь услышал голос Израиля и предал хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на городах их и нарек имя месту тому: Хорма» (Числа 21, 3);

«И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу… и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной… Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы не было это для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она» (Втор. 7, 22-26).

«Город будет под заклятием, и все, что в нем - Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого» (Нав. 6, 16-17). См. также гл. 7-ю.

Во всех этих случаях в греческом тексте употребляется слово ανάθεμα

Пример наложения херема в позднюю историю иудаизма:
«Отлучение 23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием отрицания им ангелов, бессмертия души и Божественного происхождения Торы. Руководители общины предупредили Спинозу, чтобы он отказался от своей ереси, но, когда он не подчинился, издали запрещение: «Будь он проклят, когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Б-г не прощает его грехов. Пусть Б-г гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Б-г вычеркнет его имя под небесами и пусть Б-г уничтожит его и выбросит из колен израильских...» Отлучение (на иврите - херем) Спинозы было абсолютным. Ни один еврей не должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе четырех шагов от него. После херема, по-видимому, Спиноза больше уже никогда не разговаривал ни с одним евреем».
http://jhistory.nfurman.com/teacher/04_112.htm

В практике современного иудаизма херем давно не применяется.

У апостола Павла, в частности, встречается употребление слова «анафема» в контексте отлучения грешника до пришествия Господа, которое одно только может разрешить его участь (1 Кор. 16, 22). Или же в Гал. 1, 8-9 подлежали такому отлучению извращавшие первоначальное благовестие. Похожий смысл отлучения, уже без употребления этого слова, вкладывается, когда апостол говорит о предании согрешившего сатане (1 Кор. 5, 4-5).
Толкование Златоуста:
«А как он предавал (виновного сатане), послушай. "В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор.5:4). Следовательно, (виновного) тотчас извергали из общего собрания, отлучали от стада, он оставался одиноким и нагим, предавался волку. Подобно тому, как облако показывало еврейский стан, так Дух - Церковь. Поэтому, кто был извергаем из нее, тот сгорал (в огне); а извергаем был из нее (виновный) по суду апостолов. Так и Господь предал Иуду сатане, - "И после сего куска вошел в него сатана" (Ин.13:27)».
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_22.htm

Об истории восприятия термина «анафема» и его применении в церковной жизни в разное время можно подробно прочесть в Православной энциклопедии:
http://www.pravenc.ru/text/115026.html

В Русской Церкви анафема применялась довольно редко. Из статьи ПЭ:
«Среди населения зап. окраин Российского гос-ва случались уклонения в католичество или протестантство, однако против соотечественников, вступивших в унию с Римом или перешедших в протестантство, РПЦ никогда не применяла А., она молилась о воссоединении их с правосл. Церковью. Характерной чертой РПЦ в борьбе с ересями, сектами и расколами являлось, как правило, осторожное и взвешенное применение А.- она провозглашалась непримиримым раскольникам и еретикам в соответствии с каноническим правом. В 1375 г. были отлучены от Церкви стригольники - новгородско-псковская ересь стригольников являлась едва ли не единственной рус. ересью. Она продолжилась в XV - нач. XVI в. в новгородско-московской ереси «жидовствующих» (см. т. РПЦ. С. 53, 69-71), А. «жидовствующим» последовали в 1490 и 1504 гг. Своеобразным явлением Русской Церкви стал старообрядческий раскол 1666-1667 гг., возникший на почве несогласия с исправлением церковных книг и обрядов по греч. образцу - А. раскольникам старообрядцам провозглашена на Соборах 1666-1667 гг. В «Духовном регламенте» Петра I (1720) также содержится А. господам, к-рые укрывают в своих имениях раскольников (Ч. 2. Мирские особы. 5)...
Что касается новейшей истории РЦ ХХ в., то «Большой резонанс в российском об-ве нач. XX в. получило отлучение от Церкви писателя гр. Л. Н. Толстого, осуществленное Святейшим Синодом (20-23 февр. 1901). В Определении Синода гр. Толстой назван «лжеучителем», проповедующим «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской», к-рый, «ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств - святую Евхаристию. ...Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Вместо слова «А.» в Определении Синода употреблены выражения «отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной», «отпадение его от Церкви».

Стоит отметить также, что в 1964 г. в Иерусалиме по инициативе Афинагора, Патриарха Константинопольского (1886-1972), состоялась его встреча с папой Римским Павлом VI, которая стала первой встречей такого уровня со времени Флорентийской унии 1439 г. Результатом встречи стала отмена взаимных анафем, существовавших с 1054 г. Для Русской Церкви важное значение имеет отмена анафем Собором РПЦ 1971 г в отношении старообрядцев.

В 1997 г. на очередном Архиерейском соборе были преданы анафеме бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко) и бывший священник РПЦ Глеб Якунин.

Однако, есть совсем уже свежие примеры наложения анафемы отдельными правящими
архиереями РПЦ, которые скорее можно отнести к разряду курьезов. Изверженный из сана бывший епископ Чукотский Диомид своим личным распоряжением анафематствовал патриарха Алексия и ряд других архиереев, участников Архиерейского Собора 2008 года, постановившего о его собственном извержении.
http://www.rg.ru/2008/07/18/diomid.html

Псковским епархиальным управлением во главе с митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием 14 июля 2009 был отлучен от Церкви журналист Олег Дементьев, который, впрочем, никогда к ней и не принадлежал.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/index.php?r_id=4887

Главе Синодального информационного отдела Владимиру Легойде пришлось выступать по этому поводу с разъяснениями:
"Согласно действующему церковному законодательству, подобные решения вступают в силу лишь при условии их утверждения Патриархом. Патриаршего решения еще не было, в настоящий момент вопрос находится на рассмотрении. Так что я не стал бы опережать события", - заявил сегодня порталу "Интерфакс-Религия" глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда. При этом он напомнил, что от Церкви может быть отлучен только тот, кто является ее членом.

"Насколько мне известно, данных о принадлежности господина Дементьева к Православной церкви нет. Сам он говорит о себе как об атеисте. Кроме того, пункт XV.3 "Основ социальной концепции" Русской церкви, регламентирующий разрешение спорных вопросов между церковными структурами и журналистами, предполагает, что анафеме должен предшествовать целый ряд действий, в том числе как минимум одна обязательная попытка вступить в переговоры", - заметил В. Легойда.
http://newsru.com/religy/28aug2009/anathema.html

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОРИЯ ОДНОЙ АНАФЕМЫ

12 марта 2010 года епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий неожиданно уволил директора Воскресной школы при кафедральном соборе города Читы. Это кадровое решение вызвало огромное недоумение, была сорвана подготовка к празднику Пасхи и конец учебного года.

12 марта, когда епископ вызывал Наталью Александровну к себе в кабинет для объявления решения, то показал ей бумагу с изложением ее внезапно открывшихся "преступлений":

"Его Преосвященству Преосвященнейшему Евстафию, епископу Читинскому и Краснокаменскому,

от учителей Воскресной школы Казанского Кафедрального Собора

объяснительная записка.

Ваше Преосвященство! Уважаемый Владыка!

Жалобы на директора Воскресной школы Казанского собора Н.А. Самойленко, поступившие в Ваш адрес от родителей учащихся школы, можем подтвердить следующими фактами:

1) В сентябре 2009 г. Н.А. Самойленко приняла в качестве преподавателя Закона Божия П.В. Шестакова без согласования с завучем и пед. коллективом. После поступивших от родителей жалоб на качество преподавания данного предмета Н.А. Самойленко не были приняты меры по исправлению ситуации. В результате двое учеников класса перестали посещать данный предмет, в дальнейшем сам Н.В. Шестаков перестал вести уроки, не объяснив причину;

2) Отсутствие в расписании таких предметов как "История церкви" во 2-х классах и "Жития святых" в 1-х обусловлено тем, что Н.А. Самойленко решила заменить данные дисциплины на другие без согласования с педагогическим коллективом;

3) Режим занятий в дошкольной группе, действительно не соответствует расписанию: по -расписанию занятия в данной группе начинаются с 11.30 и должны заканчиваться в 13.00, но фактически дети вынуждены находиться в школе до 14.30, т.к. родители до 14.30 заняты в "Школе для родителей", которую ведет Н.А. Самойленко. Дети очень устают и физически, и психологически.

4) На жалобы по поводу работы "Школы для родителей", проводимой Н.А. Самойленко каждое воскресенье, ответить не можем, т.к. не имели возможности их посетить в связи с нашей занятостью в это время проведением уроков в других классах. На занятиях "Школы для родителей" часто проводятся тестирование и анкетирование, однако о целях и результатах тестирований нам не сообщалось.

6) По поводу прекращения проведения уроков на 2-й ступени можем пояснить следующее: из списка в количестве 7 учеников уроки стали посещать 2-3 человека, поэтому директор Н.А. Самойленко единолично решила прекратить занятия на 2-й ступени, не согласовав это с преподавателями 2-й ступени, а лишь поставив их в известность.

7) По поводу жалобы, что из школы уходят учителя, можно пояснить следующее: ушло только двое учителей - П.В. Шестаков и М.И. Алексеева (учитель церковно-славянского языка), причины их ухода нам не были сообщены.

8) В классе, классным руководителем которого является Н.А. Самойленко, действительно сократилось количество учащихся. В начале года было записано 15 человек, в настоящее время занятия посещают 5-8 учеников. В других классах количество учащихся в начале и конце года практически не изменилось.

9) Об отсутствии дисциплины в классе, классным руководителем которого является Н.А. Самойленко: можем подтвердить, что на поведение учащихся неоднократно жаловались как учителя, ведущие уроки в этом классе, так и родители учащихся из других классов, особенно во время проведения мероприятий. Жалобы прекратились после сокращения числа учащихся.

10) О методике преподавания Закона Божия Н.А. Самойленко: родители говорят, что детям не нравится однообразная форма проведения занятий - сидят на стульях кружком, держат друг друга за руки, глядят друг другу в глаза, говорят добрые слова. Родители считают, что сходные формы преподавания используются в сектантских собраниях и на собраниях организаций сетевого маркетинга. Многих родителей смущает, что такая методика может способствовать развитию лицемерия у детей.

11) Н.А. Самойленко единолично без согласования с завучем набирала педагогический коллектив, ставя нас перед фактом появления нового педагога (сентябрь 2009 г. -Шестаков П.В.; ноябрь 2009 г. - появление психолога Ивановой в дошкольной группе; декабрь 2009 г. - Беляевой Л.П.).

12) Что касается жалоб на тон директора по отношению к подчиненным и работникам Собора, можем сказать, что иногда Н.А. Самойленко бывает резка в высказываниях по отношению к педагогам.

Мы сами не обращались к Вашему Преосвященству по поводу этих случаев, потому что надеялись скорректировать поведение Н.А. Самойленко своими рекомендациями в каждой конкретной ситуации и планировали вынести волнующие нас вопросы на педсовет в конце учебного года."

(подпись) Н.Н.Волнина

(нет подписи, отказалась) Л.В.Воробьева

(подпись) В.Н.Дмитриева

14 марта, после воскресной Литургии (Неделя 5 Великого поста), владыка спустился в цокольный этаж собора, где располагается школа. Родителям епископ объяснил, что у них "не хватит мозгов, чтобы это понять". Саму уволенную тут же предал анафеме. Вернувшись с летнего отдыха, она обратилась к Святейшему Патриарху:

"ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ

СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛУ

Ваше Святейшество,

раба Божия Наталия обращается к Вам за поддержкой и советом в разрешении сложной недоуменной ситуации.

До марта месяца этого года я трудилась в должности директора воскресной школы Казанского кафедрального собора г.Читы. За три недели перед праздником Пасхи владыка Евстафий внезапно объявил о моем увольнении. До этого момента не было никаких замечаний со стороны епархиального начальства, ни от коллектива педагогов, ни от родителей. Это молниеносное увольнение без минимального соблюдения установленных в трудовом законодательстве процедур стало сильным тяжелым потрясением, от которого я до сих пор не смогла вполне оправиться.

В воскресенье 14 марта родители и учителя попытались выразить свое несогласие с действиями владыки, который специально спустился в помещение школы сразу по окончании Литургии. Будучи в возбужденном состоянии, он закричал, что предает меня церковной анафеме, и чтобы "ноги моей больше здесь не было".

В "Православной энциклопедии" церковная анафема определяется как "отлучение от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое... Деяния, заслуживающие анафемы, как правило, носят характер крупного догматического или дисциплинарного преступления... Официальное провозглашение над кем-либо анафемы приводит к исключению этого лица из церковной общины, отлучению от святых таинств, запрету посещать церковь и претендовать на христианское погребение". Неужели теперь я стала фигурой такого же уровня как Глеб Якунин и бывший митрополит Филарет Денисенко? Мне посоветовали не относиться всерьез к словам нашего епархиального архиерея, не появляться у него на глазах, ходить в другие храмы, зная его характер.

Сейчас, по прошествии нескольких месяцев, владыка до сих пор не желает ни разговаривать, ни даже видеть меня, поэтому не остается иного выхода, кроме обращения в высшую инстанцию. Как мне воспринимать слова об анафеме, какие канонические последствия для меня они на самом деле влекут? Может быть, следует официально обратиться в Общецерковный суд с обжалованием действий епархиального архиерея или предпринять какие-либо другие действия?

Со смиренной просьбой о Ваших первосвятительских молитвах и благословении,

/Наталья Александровна Самойленко/

21 сентября 2010 г."

Ответ из Патриархии был получен такой:

"Уважаемая Наталья Александровна!

В связи с Вашим обращением на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА относительно слов епископа Читинского и Краснокаменского Евстафия о предании Вас анафеме сообщаю следующее.

Анафема является отлучением от Церкви. Значение термина анафема в истории менялось и сейчас им обозначается отлучение от Церкви выраженное Соборным актом.

Отлучение от Церкви мирян в настоящее время может осуществляться по решению епархиального церковного суда утверждаемому Святейшим Патриархом.

В связи с вышеизложенным рекомендую Вам письменно обратиться к епископу Евстафию за разъяснением относительно сказанных им в Ваш адрес слов. В случае Вашего несогласия с ответом епископа Евстафия Вы можете вновь обратиться в Управление делами Московской Патриархии, либо подать на его решение апелляцию в Общецерковный суд Русской Православной Церкви.

С уважением, игумен Савва (Тутунов)

22.11.2010 01/9632"

Из ответа можно понять, что слова архиерея с канонической точки зрения следует воспринимать только лишь как эмоциональную реплику и никакой анафемы на самом деле не было. По последним сведениям, никуда обращаться Н.А. Самойленко больше не собирается. А вопросов в данной ситуации, как церковно-канонических, так и нравственных, больше возникает к персоне самого епископа Евстафия, причем в который уже раз... Но самое главное, служители такого ранга не привыкли в российских условиях отвечать ни за свои слова, ни за поступки.

история, жизнь церковная

Previous post Next post
Up