В
статье, написанной три с лишним года назад в качестве отклика на "исповедь бывшей послушницы", я писал:
Был один батюшка святой жизни, постриженный в схиму Глинскими преподобными отцами. Незадолго до смерти он указал своему келейнику на одну матушку и сказал «вот это - настоящая старица». Она жива сейчас, наставляет сестёр в не скажу каком
(
Read more... )
Звучит, конечно, довольно подло и бессердечно... Ведь не Вы же в такой ситуации оказались, а кто-то другой, а значит и наплевать. Пусть и дальше людей калечит психологически, а может и жизни рушит... Ничего страшного! Надо пожалеть. И обязательно надо скрыть... А иначе как же тогда новые люди в ловушку-то попадут?
Reply
Во-вторых, если не выдёргивать этот абзац из контекста, то можно заметить, что о современном монашестве в целом я там высказываюсь довольно резко. И сильно ставлю под сомнение авторитет "старцев", которые Кикоть на монашество благословили. Согласитесь, мой текст в целом не способствует попаданию людей ни в ту "ловушку", ни в подобные.
Ну и в-третьих, теперь, спустя шесть лет после написания той статьи, могу раскрыть карты:
Кстати, есть верный способ определить, права ли Мария Кикоть в оценке игуменьи Николаи или же наговаривает на матушку. Если матушка (помоги ей Господь!) с кротостью переносит искушения, вызванные обнародованием мемуаров Марии, и молится с болью в сердце и о запутавшейся душе беглянки, и о всех, кого могло соблазнить обсуждение публикации - значит, и вправду бывшая послушница возвела напраслину на духовную мать. А если вдруг матушка игуменья звонит или пишет начальствующим с требованиями наказать тех, кто положительно отзывается об «исповеди бывшей послушницы» - стало быть, мы имеем дело с явлением, которое на языке православной аскетики именуется словом прелесть - это я писал, зная, что мать Николая звонила митрополиту Лонгину в Саратов с требованием запретить и уволить игумена Нектария Морозова, который в своей статье на ПравМире однозначно выступил в защиту Кикоть. Так что некоторая доля иронии в моей статье имела место быть; прошу через эту же призму рассматривать и смутивший Вас абзац.
Reply
Это равноценно понятию "скрыть", потому что человек со стороны не будет знать и, начитавшись книжек о благодатных старицах и старчиках, попадёт в ловушку.
"это я писал, зная, что мать Николая звонила митрополиту Лонгину в Саратов с требованием запретить и уволить игумена Нектария Морозова, который в своей статье на ПравМире однозначно выступил в защиту Кикоть."
Обычно все воспринимают сразу на свой счёт... Но здесь важно желание замести сор под ковёр там, где этого делать нельзя совершенно. И это делаете не только Вы. Ведь для духовного лица важно соответствовать христианскому идеалу (или стараться соответствовать). Ведь если врач обматерит, то он всё равно останется врачом, а если монах, то... останется ли он монахом? Или останется ли он после этого христианином? Конечно, мы живём в неидеальном мире и неидеальны сами, но это не может оправдывать очевидное зло... Нет. Врать о таких вещах никак нельзя.
Признаться, была мысль, а не является ли эта книга заказом? Может не случайно там список всех "духовных дочерей" на руководящих постах? Ведь общество сейчас больше оскотинилось... Но потом подумал, что нет, ибо образ так хорошо нарисован и есть такие факты именно православного мира 90-х, которые со стороны не известны и не понятны, т.е. нужно было быть там, внутри, чтобы это знать. Да и есть примеры уже, ушедших из монастыря и помимо автора этой книги, которые примерно в таких же ситуациях и были.
Упоминание о юморе в серьёзных текстах от духовных особ уже встречалось, и оно тоже вызывает недоумение... Разве это юмористическая зарисовка? Разве это Аркадий Арканов на Правмире? Если даже юмор был в середине серьёзного текста (что странно в данном случае), то как его различить? Да и понимание самого юмора не у всех одинаково...
"прошу через эту же призму рассматривать и смутивший Вас абзац."
Очень приятно присутствие христианского обращения... Помоги Бог!
Reply
Leave a comment