В
статье, написанной три с лишним года назад в качестве отклика на "исповедь бывшей послушницы", я писал:
Был один батюшка святой жизни, постриженный в схиму Глинскими преподобными отцами. Незадолго до смерти он указал своему келейнику на одну матушку и сказал «вот это - настоящая старица». Она жива сейчас, наставляет сестёр в не скажу каком монастыре. Ее необыкновенным духовным дарованиям и я свидетель. Но когда я привожу кого-нибудь с собой в ту обитель, и стучусь к матушке - та ворчит «отец Димитрий! Ну что ты ко мне людей возишь! Нет у меня благословения никого принимать под окормление». «Матушка, да мы просто навестить тебя приехали, соскучились» - «а, ну раз просто навестить, тогда ладно». Пусть она и не скажет чего-то особенного, но хоть благословит спутников моих, помолится - у тех и сдвигается жизненный вектор в нужную сторону. А иной раз и скажет что-то такое, что от меня бы они не услышали, а услышали бы - не восприняли.
Сегодня матушка отошла ко Господу. Имя ее в схиме было Назария; когда монастырь, где она была старшей сестрой, еще числился как приход, по устному неофициальному благословению патриарха Алексия II один архиерей возвел ее в сан игумении. Из той обители она после смерти своего старца перебралась в Сезёново - женский монастырь под Лебедянью, рядом с Шовским - родным селом преподобного Силуана. Поскольку ее игуменство так и осталось неофициальным, отпевать ее будут в понедельник как схимонахиню.
Матушка уже была в возрасте, конечно, и уход ее был ожидаем, в последние месяцы она тяжело болела. И всё равно грустно прощаться. Очень много значила каждая встреча с мать Назарией для меня и многих из моих близких. Был у матушки дар утешения. Любовь свою она старалась скрывать под ворчанием, но всегда чувствовалось, что ворчание это не настоящее, а сила духа в хрупкой маленькой старушке великая. Ей многое Господь открывал из того, что она ниоткуда не должна была знать, но ехали мы к ней не за прозорливостью, а за духовной мудростью и любовью. И из этой плеяды - она была воспитанницей схиархимандритов Макария Болотова и Серафима Мирчука - остались уже очень немногие: несколько месяцев назад похоронили отца Силуана Сухаревского, теперь вот провожаем мать Назарию...